Полнометражный фильм («Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ, номинация на «Оскар»).
Другие названия: «Вся эта суета» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 123 минуты.
Режиссёр Боб Фосс (номинация на «Оскар»).
Авторы сценария Роберт Алан Ортур, Боб Фосс (номинация на «Оскар»).
Композитор Ральф Бёрнс (премия «Оскар»).
Оператор Джузеппе Ротунно (номинация на «Оскар»).
Премию «Оскар» также получили: Филип Розенберг, Тони Уолтон, Эдвард Стюарт, Гэри Дж. Бринк (художники-постановщики), Альберт Вольски (художник по костюмам), Алан Хейм (монтаж).
Жанр: драма, музыкальный фильм, мюзикл
Признанный хореограф Джо Гидеон (Рой Шайдер, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») готовит очередное, невиданное по размаху и полёту фантазии музыкально-танцевальное шоу. Как обычно, он не обращает внимания на набившие оскомину замечания бывшей супруги Одри Пэрис (Лиланд Палмер), дочери Мишель (Эржебет Фолди) и друзей о том, что непомерное пристрастие к алкоголю, табаку, стимулирующим лекарственным препаратам, изматывающие репетиции и беспорядочная личная жизнь не могут привести ни к чему хорошему. И в разгар постановки у Джо случается сердечный приступ… Находясь в больничной палате, Гидеон общается в своих видениях с ангелом смерти в облике прелестной девушки по имени Анжелика (Джессика Лэнг) и постепенно — становится участником собственного грандиозного шоу, завершающегося феерическим номером «Прощай, жизнь!».
Также в ролях: Энн Райнкинг (Кейт Джаггер), Клифф Горман (Дэвис Ньюман), Бен Верин (О’Коннор Флад), Дэвид Маргулис (Ларри Голди), Майкл Толан (доктор Бэллинджер), Макс Райт (Джошуа Пенн), Уильям ЛеМассена (Джонси Хект), Дебора Геффнер (Виктория Портер), Джон Литгоу (Лукас Сарджент), Джулс Фишер (Джулс), Крис Чейс (Лесли Перри), Энтони Холланд (Пол), Бен Мастерс (доктор Гэрри), Роберт Левин (доктор Хайман), Си Си Эйч Паундер (медсестра Блейк), Уоллес Шон (ассистент страхового агента).
Если б общественности не стало известно, что замысел фильма родился (по словам Ширли МакЛейн, с её лёгкой руки) под впечатлением от пережитого Бобом Фоссом в 1975-м году, в разгар работы над монтажом кинокартины «Ленни» и параллельно – над постановкой на Бродвее мюзикла «Чикаго», сердечного приступа, автобиографические мотивы всё равно казались бы самоочевидными. А чтобы ни осталось и тени сомнения в том, что Джо является его безусловным Альтер-эго, режиссёр и соавтор (с Робертом Аланом Ортуром) сценария с иронией поместил на этикетке пузырька с декседрином, прилежно принимаемым Гидеоном по утрам, почти1 точный собственный домашний адрес. Совпадение оказалось даже в том, что на съёмках «Всего этого джаза» Фосс быстро вышел за рамки сметы – и руководству пришлось привлекать инвесторов в лице ; впрочем, студии не прогадали, поскольку лента попала (собрав $37,8 млн. и принеся $20,03 млн. прокатной платы) в Top-20 по итогам сезона. Наконец, прошло не так уж много времени до того, как фильм поневоле обрёл черты сбывшегося пророчества…
Любопытна символика фамилии, выбранной для главного героя. С одной стороны – мало у кого на Западе не возникнет ассоциации с деятельностью общественной христианской организации «Гидеонс Интершэнл», с конца XIX века занимающейся бесплатным распространением Библии (даже появился специальный термин – ) в местах массовых посещений людей. С другой же, если вспомнить об одной из дошедших до нас (в Книге судей) трактовок2 жизни легендарного Гедеона, именно он ввёл Древний Израиль в порочность и распущенность… Вот и натуре беззаботного Джо, ежедневно обращающегося к подопечным танцовщикам и танцовщицам (и миллионам потенциальных зрителей!) с бравадой «Шоу начинается, ребята!», свойственен дуализм. Поразительно, как упорная, безусловная, почти клиническая тяга к саморазрушению во всех видах может сочетаться у творческой личности с бескомпромиссным оптимизмом, насквозь пронизывающим вызывающие и необузданные фантазии!
Оттолкнувшись от навеянной шедевром «Восемь с половиной» /1963/ идеи как бы одновременного присутствия художника в двух мирах, воображаемом и подлинном, который он стремится расцветить и подчинить своей воле, Фосс даже заостряет ситуацию, привнося (взамен душевного кризиса и ощущения бесплодности) переживания экзистенциалистского толка – и обрывая повествование на минорной ноте. Жёстко расправляясь с неуместными иллюзиями. Чего только стоит перемежение кадров операции на открытом сердце с образом прекрасной, но безжалостной Анжелики, облачённой в вуаль и белые перчатки! Однако «Весь этот джаз» на удивление не воспринимается мрачным, мизантропическим произведением и в целом – под стать, скорее, дерзким репризам навязчивого комика-разговорника, едко (вполне в духе Ленни Брюса!) высмеивающего поползновения людей осмыслить недостижимый при жизни опыт ухода в иной мир. Пиршество света, гармония музыки и танца, взмывающего ввысь в экстатическом порыве, торжество жизнерадостных, брызжущих энергией образов – вот что поражает, восхищает, воодушевляет. Ведь английское слово «» не только является общепризнанным музыкальным термином (хотя и данная ассоциация важна), но также означает ‘вздор’, ‘чепуху’, ‘живость’ и даже ‘пестроту’. Не ветхозаветная суета сует, а многоликость, вечная изменчивость, неистощимая яркость окружающей действительности, дающиеся, точно религиозное откровение, подлинному художнику и через него – становящиеся достоянием всего человечества. Звучащая в финале песня о том, что «нет лучше ремесла, чем шоу-бизнес», невольно обретает печально-элегический оттенок, отдаваясь тризной по преждевременно скончавшемуся Гидеону, и притом – остаётся гимном во славу тех неподражаемых «счастливчиков», что сделали «весь этот джаз» предназначением собственного необузданного существования.
Боб Фосс удостоился немалой чести, получив в Канне «Золотую пальмовую ветвь», причём на пару с Акирой Куросавой – живым классиком мирового кинематографа, представившим эпическую фреску «Тень воина» /1980/. А вот Американская киноакадемия оказалась не столь щедра, довольствовавшись «Оскарами» за виртуозный монтаж, работу художников-декораторов и художников по костюмам, музыку Роберта Бёрнса – но обойдя вниманием режиссуру, виртуозное мастерство итальянского оператора Джузеппе Ротунно и даже отличное исполнение ведущей партии актёром Роем Шайдером.
.