Ленни / Lenny (1974)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

США.

Продолжительность 111 минут.

Режиссёр Боб Фосс (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Автор сценария Джулиан Барри (номинация на «Оскар») по своей пьесе.

Композитор Ральф Бёрнс.

Оператор Брюс Сёртис (номинация на «Оскар»).

Жанр: биографический фильм, драма

Ленни Брюс (Дастин Хоффман, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), на заре карьеры выступавший в третьеразрядных кабаре и стриптиз-клубах, набирает всё большую популярность в качестве комика-разговорника, смело затрагивая острые темы, о которых не принято публично говорить, а тем более шутить. Артиста регулярно арестовывают, выдвигая обвинения в непристойном поведении. Поначалу это способствует росту скандальной славы и, соответственно, доходов, но бросать вызов американской системе правосудия — опасно. Да и в личной жизни Ленни существует масса проблем, включая зависимость от наркотиков…

Также в ролях: Валери Перрин (Хани Брюс, премия на Каннском МКФ, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Жен Майнер (Салли Марр), Стэнли Бек (Арти Сильвер), Рашель Новикофф (тётя Менна), Гэри Мортон (Шерман Харт), Гай Ренни (Джек Голдстейн), Мишель Йонг (медсестра), Кэтрин Уитт (девушка), Монро Майерс (судья на Гавайях), Боб Фосс (интервьюер, озв., без указания в титрах).

Ленни / Lenny (1974): кадр из фильма

Пьеса Джулиана Барри, премьерная постановка которой состоялась 26-го мая 1971-го года на подмостках бродвейского театра «Брукс Аткинсон», пользовалась неплохим успехом, выдержав 453 представления. Собственно, это неудивительно, поскольку Брюсу действительно оказалось достаточно живых выступлений перед публикой (не потребовалось покорять киноэкран и даже телевидение), чтобы завоевать широкую популярность в Соединённых Штатах, не говоря уже про уважение именитых коллег по цеху: от Ричарда Прайора до Вуди Аллена. Однако международная известность к нему пришла, по иронии судьбы, лишь после смерти – благодаря киноверсии упомянутой драмы. Помимо превосходных финансовых показателей1 продюсеры могли рассчитывать на повышенный интерес к новой работе постановщика триумфального «Кабаре» /1973/, пусть уже не в жанре мюзикла. Было бы не совсем корректно утверждать, будто прежде к схожей тематике никто не обращался: в частности, ещё Артур Пенн в «Микки Первом» /1965/ поведал о грустной участи комика-разговорника, перебежавшего дорогу мафии. Но Боб Фосс, тоже отдав предпочтение резкому чёрно-белому изображению (оператору Брюсу Сёртису таланта не занимать!), исходит из принципиально иных установок, повышая градус конфликта – выходя на уровень противостояния артиста, нацепившего маску балагура, государству.

Ленни / Lenny (1974): кадр из фильма

Фильм очень любопытно выстроен композиционно. Примерно до середины повествования авторы сосредотачиваются исключительно на личных аспектах судьбы Ленни. В своих ранних номерах он вышучивал почти исключительно семейно-бытовые проблемы, вопросы отношений между мужчинами и женщинами и т.п. Знакомство со стриптизёршей Хани (бесспорно, вершинная роль Валери Перрен), сражённой чувством юмора поклонника, даже отдаёт какой-никакой романтикой, особенно когда ухажёр приглашает девушку на семейный обед, чтобы познакомить с мамой и бабушкой, ненавидящей непристойности. Казалось бы, с поправкой на специфику выбранной профессии – ситуация вполне нормальная. Первый тревожный звоночек звучит в тот момент, когда Брюс, чувствующий себя перед аудиторией всё увереннее, выходит за рамки скабрёзных анекдотов – и берётся рассуждать о социальном неравенстве, хлёстко высмеивает ханжескую буржуазную мораль, смеет подвергать сомнению разумность капиталистических устоев: Жа Жа Габор зарабатывает в Лас-Вегасе шестьдесят тысяч долларов в неделю – при годовой зарплате учительницы в шесть тысяч долларов. Это не могло не спровоцировать противодействие.

Это Вам может быть интересно  Забриски-пойнт / Zabriskie Point (1970)

Ленни / Lenny (1974): кадр из фильма

Барри и Фосс, разумеется, не настолько наивны, чтобы списывать любые подстерегавшие героя трудности исключительно на внешние обстоятельства, в первую очередь – на представителей правоохранительных органов и судебную систему. Нельзя исключать, что он отчасти (косвенно) виноват даже в поступках дражайшей половины, жестоко поплатившейся за разгульный образ жизни. Наконец, точно не должно быть никаких оправданий пристрастию к наркотикам, постепенно принявшему настолько серьёзную форму, что странностям в поведении кумира на сцене не могли найти объяснений и доброжелательно настроенные слушатели. Брюс принадлежал к индивидам, склонным к саморазрушению (психическому и физическому), нуждавшимся в постоянном допинге, не мыслящим существования без ярких, хотя бы и не всегда приятных, эмоций. И всё-таки кинематографисты убеждены, что это не являлось для него самоцелью. У Ленни действительно была высокая персональная миссия, выполнение которой требовало по максимуму напрягать моральные силы и сознательно рисковать.

Ленни / Lenny (1974): кадр из фильма

Да, речь идёт о современном шуте, которому – вследствие упразднения института монархии как такового – приходится выступать не перед власти предержащими, а перед рядовыми обывателями. Расчёт остряка-правдоруба оказался верным: сигналы оперативно дошли до ответственных фигур – и реакция не заставила себя ждать. Под предлогом наказания за использование обсценной лексики (что является прямым нарушением закона) мятежному артисту норовили банально заткнуть глотку, прозрачно намекая на куда более суровую кару, чем штраф или тюремное заключение. Отсюда же – возникновение обоснованных сомнений в официальной версии смерти «неудобной» знаменитости, неэстетичная фотография трупа которого (помещённая под занавес фильма) повергла в шок страну. Парадокс заключается в том, что уход из жизни, произошедший 3-го августа 1966-го, в расцвете лет и творческих сил, не помешал осуществлению задуманного. Нотки трагизма по факту – придали дополнительную убедительность неоднократно произносимым Брюсом (в ночных клубах и в залах суда) словам о желании без обиняков говорить об истинном положении вещей, о стремлении, фигурально выражаясь, заставить соотечественников взглянуть в зеркало. Потребовалось не так уж много времени, чтобы оценить вклад Ленни в радикальное изменение – в сторону либерализации – общественного мнения. Клифф Горман, отмеченный премией «Тони» за исполнение заглавной роли на Бродвее, имел мало шансов воплотить образ в экранизации, так как не являлся кинозвездой2, а Аль Пачино – отказался от предложения, о чём позже сожалел. Проект обернулся бенефисом Дастина Хоффмана, в очередной раз преподавшего блестящий урок полнейшего погружения в предлагаемые обстоятельства.

.

Источник