Полнометражный фильм (премия «Оскар», номинации на «Золотой глобус» и «Давид ди Донателло»).
Другие названия: «Спотлайт» / «Центр внимания» / «Прожектор» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 129 минут.
Режиссёр Том МакКарти (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Авторы сценария Джон Сингер, Том МакКарти (премия «Оскар», номинация на «Золотой глобус»).
Композитор Ховард Шор.
Оператор Масанобу Такаянаги.
На премию «Оскар» также номинировался Том МакАрдл (монтаж).
Жанр: биографический фильм, криминальный фильм, драма
Марти Бэрон (Лив Шрайбер), занявший в 2001-м году пост главного редактора издания , даёт понять сотрудникам, что тираж газеты падает — и что нужно интенсифицировать усилия по привлечению читательской аудитории. Его внимание привлекает возглавляемый Уолтером Робинсоном (Майкл Китон) отдел «В центре внимания» (), специализирующийся на журналистских расследованиях. Бэрон даёт указание проработать материал о юристе Митчелле Гарабедяне (Стэнли Туччи), занимающемся делами о растлении малолетних бостонскими священниками. Подопечным «Робби» удаётся установить, что ситуация гораздо хуже, чем кажется на первый взгляд… Собранные командой сведения становятся основой для цикла статей, вызвавших мощный общественный резонанс.
Также в ролях: Марк Руффало (Майкл Резендес, номинация на «Оскар»), Рэйчел МакАдамс (Саша Пфайффер, номинация на «Оскар»), Джон Слэттери (Бен Брэдли-мл.), Брайан д’Арси Джеймс (Мэтт Кэрролл), Джин Аморозо (Стивен Куркджян), Джейми Шеридан (Джим Салливан), Билли Крудап (Эрик Маклиш), Морин Кейллер (Эйлин Макнамара), Пол Гилфойл (Питер Конли), Лен Кариу (кардинал Бернард Лоу), Нил Хафф (Фил Савиано), Майкл Сирил Крейтон (Джо Кроули), Лори Хейнеман (судья Констанс Суини), Тим Прогош (Билл Кемеза), Ричард Дженкинс (Ричард Сайп, озв., без указания в титрах).
Сергей Кара-Мурза сослался в своей книге «Манипуляция сознанием» на слова одного западного телепродюсера (к сожалению, не указав имени), утверждавшего примерно следующее: «… какой мне смысл показывать священника, который учит людей добру, – это банально; а вот если где-то священник изнасиловал малолетнюю девочку, а ещё лучше мальчика, а ещё лучше старушку, то это вызовет интерес, и я ищу сенсации по всему свету. А свет велик, и такого материала для ТВ хватает». На первый взгляд может показаться, что Марти Бэрон, нацеливая команду «В центре внимания» на потенциально сенсационную тему, руководствовался схожими соображениями, тем более что газета переживала далеко не лучшие времена. Однако при ближайшем рассмотрении всё оказывается сложнее. Главным потрясением для Уолтера Робинсона стали не подробности, всплывшие в ходе конкретных слушаний. Не количество служителей культа (восемьдесят семь человек!), в отношении которых возникли обоснованные подозрения в совершении преступлений. Даже не масштаб проблемы, замалчиваемой высокими сановниками католической церкви, прилагавшими серьёзные усилия, чтобы соответствующие сведения не стали достоянием гласности. «Робби» не может понять, почему он сам несколькими годами ранее не заинтересовался темой, притом что уже тогда было достаточно информации, чтобы докопаться до нелицеприятной правды.
Режиссёра не обвинить в спекуляции на нездоровой моде, поскольку картина вышла на киноэкраны ещё до того, как сработал (в октябре 2017-го) так называемый эффект Вайнштейна, да и резонанс, вызванный статьями и породивший лавину аналогичных разоблачительных публикаций в разных странах, всё-таки поутих. От нашумевших событий его отделял гораздо больший промежуток времени, чем, допустим, Алана Дж. Пакулу (в момент работы над «Всей президентской ратью» /1976/) – от Уотергейтского скандала. Симптоматично, что официальные представители Ватикана в целом благосклонно отнеслись к фильму, отметив честность и объективность кинематографистов, если и отступавших от фактов, то лишь в малосущественных деталях – ради усиления драматизма. Упоминание в диалогах некоего святого отца Шэнли воспринимается косвенным свидетельством того, что Том МакКарти не приемлет позиции, озвученной Джоном Патриком Шэнли в пьесе «Сомнение» /2005/ (и в одноимённой экранизации, осуществлённой драматургом лично), сочинённой явно под впечатлением от развязанной кампании. В его понимании любые колебания здесь неуместны.
Такого рода пафос мог бы показаться прямолинейным, если б постановщик не убедил, что главное в ленте – всё-таки иное. Приглашение в качестве соавтора сценария Джоша Сингера, проявляющего повышенный интерес к средствам массовой информации1, позволило добиться по-настоящему скрупулёзной реконструкции обстоятельств проводимого журналистского расследования, с основательным погружением в профессиональную среду. Из актёров особенно удачным видится выбор Майкла Китона (между прочим, в активе «звезды» уже наличествовала производственная трагикомедия «Газета» /1994/ Рона Ховарда, а накануне он вновь заставил о себе говорить), чьё сходство с прототипом – во внешности, поведении, профессиональных привычках – подтвердил сам Робинсон, признававшийся, что на сеансе «как будто смотрелся в зеркало». Вместе с тем МакКарти искренне пытается разобраться в механизмах функционирования современной прессы, не отрицая ни диктата рынка, ни наличия острой конкуренции, ни, скажем деликатно, сопричастности масс-медиа к внушению не вполне адекватной картины мира населению (вплоть до фабрикации слухов и очернения достойных личностей). Но… иногда ситуация действительно складывается так, что сотрудники СМИ делают благое дело: способствуют установлению замалчиваемой истины и помогают сформировать общественное мнение не в интересах тех или иных влиятельных персон и организаций. Да, всякий раз это происходит в результате сложного сочетания объективных и субъективных факторов, однако и заслуги конкретных индивидов не следует умалять. В конце концов каждый отвечает перед собственной совестью, которую не обманешь, что и подтвердил пример «Робби». Триумф постановки Тома МакКарти на церемонии награждениями премиями «Оскар» видится закономерным, но фильм и неплохо прошёл в прокате, собрав $98,7 млн. при бюджете в $20 млн.
.