Американские граффити / American Graffiti (1973)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм («Золотой глобус», «Бронзовый леопард» МКФ в Локарно, номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Американское граффити» (вариант перевода названия), «Ещё одна неспешная ночь в Модесто» / «Another Slow Night in Modesto» (фальшивое рабочее название).

США.

Продолжительность 110 минут (версия при повторном выпуске в 1978-м – 112 минут; черновой монтаж – 210 минут).

Режиссёр Джордж Лукас (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Авторы сценария Джордж Лукас, Глория Кац, Уиллард Хайк (номинация на «Оскар»).

Операторы Ян Д’Алкен, Рон Ивслейдж.

Также на «Оскар» номинировались: Верна Филдс, Марша Лукас (монтаж).

Жанр: комедия, драма

Вот уже наступил вечер последнего дня летних каникул 1962-го года, а Кёрт Хендерсон (Ричард Дрейфус, номинация на «Золотой глобус»), блестяще окончивший школу, так и не решил, хочет ли покидать родной до боли калифорнийский городок Модесто — улетать следующим утром, чтобы поступить в колледж. Стива Боландера (Рон Ховард) похожие сомнения, кажется, не одолевают, даже несмотря на недовольство подружки Лори Хендерсон (Синди Уильямс). Он даёт в пользование свой роскошный автомобиль Терри Филдсу по прозвищу «Жаба» (Чарльз Мартин Смит), который теперь-то уверен, что закадрит любую понравившуюся девчонку. Наконец, Джон Милнер (Пол Ле Мэт, «Золотой глобус»), считающийся королём местных уличных гонок, не мог и предположить, что обещающая массу веселья ночка сорвётся из-за навязавшейся двенадцатилетней девчонки-сорванца Кэрол Моррисон (Маккензи Филлипс). Что ждёт приятелей в будущем?

Также в ролях: Кэнди Кларк (Дебби Данем, номинация на «Оскар»), Харрисон Форд (Боб Фальфа), Дебрали Скотт (девушка Фальфы), Бо Хопкинс (Джо Янг), Вулфмен Джек (диск-жокей), Кэтлин Куинлан (Пег), Сюзанн Сомерс (Блондинка), Кэй Ленц (Джейн, в титрах как Kay Ann Kemper), Джо Спано (Вик), Дел Клоуз (мужчина в баре), Джонни Вайсмюллер-мл. (хулиган), Скотт Бич (мистер Гордон).

Американские граффити / American Graffiti (1973): кадр из фильма

Впечатлившись феноменальным коммерческим успехом «Беспечного ездока» /1969/, руководство пошло на беспрецедентный шаг – приняло решение запустить в реализацию несколько проектов, предоставив перспективным режиссёрам неограниченную творческую свободу (включая право на финальный монтаж) при условии, что производственные затраты не превысят $1 млн. По иронии судьбы, «Последний фильм» /1971/ Денниса Хоппера и вестерн «Рука напрокат» /1971/ Питера Фонды принесли разочарование – и лишь спустя десятилетия заслужили позитивные отзывы. Отношение к «Отрыву» /1971/ Милоша Формана и к «Молчаливому бегу» /1972/ Дугласа Трамбулла оказалось в целом лучше, но оба кинопроизведения тоже, мягко говоря, не стали сенсациями. Зато «Американские граффити» полностью оправдали затею и в художественном, и, тем паче, в коммерческом отношении. Конечно, немаловажное значение здесь возымела протекция Фрэнсиса Форда Копполы, подбросившего Джорджу Лукасу идею поведать о горячих денёчках (точнее, о зажигательной ночке) своей юности, тем более что под имя маститого кинематографиста, накануне познавшего триумф благодаря «Крёстному отцу» /1972/, кинокомпания согласовала увеличение бюджета – с $600 тыс. до $777 тыс. Несмотря на первоначальные сомнения студийных чиновников (даже, говорят, малодушно подумывавших о продаже ленты сразу на ТВ), создателей ждал триумф: на текущий момент, с учётом повторного выпуска на киноэкраны, кассовые сборы оцениваются в $140 млн. – и ещё минимум $55 млн. дохода принесли продажи и прокат видеокассет и DVD-дисков.

Это Вам может быть интересно  Воздушная тюрьма / Con Air (1997)

Американские граффити / American Graffiti (1973): кадр из фильма

Режиссёр, призвавший в соавторы Глорию Кац и Уилларда Хайка, шёл на известный риск, вознамерившись выстроить сюжет по свободному, «ассоциативному» принципу – именно что в манере граффити, зачастую рисуемых уличными художниками по наитию, без оглядки на правила классической живописи. Исходной идеей и вовсе было выдержать повествование таким образом, чтобы фрагменты историй четверых закадычных приятелей чередовались в строгой последовательности: от Джона к Терри, затем – к Стиву и, наконец, к Кёрту. Однако съёмки не только преподнесли массу неприятных сюрпризов, лишь отчасти вызванных материальными трудностями (среди исполнителей подобрались те ещё весельчаки!), но и одарили рядом ценных находок. В результате сложилась легкомысленная (обманчиво легкомысленная?) кинокомедия, лишь чудом не распадающаяся на отдельные скетчи. Связующим звеном служит – помимо места1 и чётко ограниченного времени действия – нескончаемое радиошоу Вулфмэна (‘человека-волка’) Джека, кумира тамошних подростков, которого Лукас убедил сыграть самого себя, такого таинственного и заводного. Особенно забавно, признаюсь, прозвучало признание автора, что каждый из выпускников (колеблющийся Хендерсон, амбициозный Боландер, застенчивый «ботаник» Филдс, любитель скоростей Милнер) выступал олицетворением черт его собственной натуры. То-то атмосфера пронизана незлобивой иронией (то бишь самоиронией), густо перемешенной со светлой ностальгией.

Американские граффити / American Graffiti (1973): кадр из фильма

Триумф «Американских граффити», естественно, не мог не породить устойчивой моды, в том числе – далеко за пределами США. Вспомним хотя бы кадры, где скрывающий личность ди-джей предлагает гостю в студии мороженое, грозящее растаять из-за сломавшегося холодильника. Боаз Дэвидсон определённо испытал влияние заокеанского коллеги, помимо прочего – схоже насытив саундтрек старыми шлягерами… Вместе с тем вторая полнометражная постановка Джорджа выгодно отличается тем, чего у подавляющего большинства подражателей нет в помине. Присущее молодости воодушевление, предвкушение того, что радужные надежды совсем скоро сбудутся, многократно усиливается благодаря точно выбранному историческому контексту. Безмятежным летом 1962-го друзья окончательно прощаются с детством: Стив и Лори, заглянув напоследок на школьную дискотеку, спорят о дальнейших планах, Терри, рисуясь перед Дебби, находит способ купить в магазине пиво и едва не лишается автомобиля, Джон, избавившись от несовершеннолетней надоеды, ввязывается в смертельно опасную гонку, а Кёрт – одержимо ищет таинственную блондинку, сразившую своей красотой наповал. Но вчерашние школьники не в курсе, что совсем скоро ситуация в стране и мире круто изменится. Уже осенью разразится Карибский кризис, спустя год с небольшим застрелят Президента Кеннеди, далее Америка погрязнет в войне во Вьетнаме – и Запад начнут сотрясать мощные волны движений протеста. Данная под занавес краткая справка о том, как сложились дальнейшие судьбы персонажей, заставляет увидеть события в новом – не таком уж радужном – свете. Этого намёка было достаточно – жаль, что авторы (включая самого Лукаса, пусть ограничившегося функциями исполнительного продюсера) не устоят перед соблазном поучаствовать в создании продолжения популярной картины. Откажется только Ричард Дрейфус, который к тому моменту попадёт в число ведущих актёров Голливуда.

.

Источник