Убить пересмешника / To Kill a Mockingbird (1962)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (номинация на «Оскар», премия и номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Убить пересмешника» / «To Kill a Mocking Bird» (альтернативное написание названия).

США.

Продолжительность 129 минут.

Режиссёр Роберт Маллиган (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», награда имени Гэри Купера на Каннском МКФ).

Автор сценария Хортон Фут (премия «Оскар») по роману Харпер Ли.

Композитор Элмер Бернстайн (премия «Золотой глобус», номинация на «Оскар»).

Оператор Рассел Харлан (номинация на «Оскар»).

Также премию «Оскар» получили Александр Голитцен, Генри Бамстед, Оливер Эмерт (художники-постановщики).

Жанр: криминальный фильм, драма

Юная Джин Луиза Финч (Мэри Бэдэм, номинация на «Оскар»), которую друзья и близкие ласково называют «Скаут», растёт вместе со старшим братом Джереми (Филлип Элфорд) в захолустном городке Мейкомб, штат Алабама, в семье юриста Аттикуса Финча (Грегори Пек, премии «Оскар», «Золотой глобус» и «Давид ди Донателло»). Судья Джон Тэйлор (Пол Фикс) именно их отца назначает защищать на предстоящем процессе интересы Тома Робинсона (Брок Питерс) — чернокожего парня, которому инкриминируется изнасилование и нанесение тяжких побоев белой девушке, Майелле Юэлл (Коллин Уилкокс). Адвокат намерен приложить все усилия, чтобы доказать невиновность подзащитного, но… много ли шансов — даже при наличии неоспоримых улик — на оправдательный приговор на Юге США, где царят расистские взгляда?

Также в ролях: Джон Менья (Чарльз Баркер «Дилл» Харрис), Джеймс К. Андерсон (Роберт Ли «Боб» Юэлл), Фрэнк Овертон (шериф Гек Тейт), Роберт Дюваль (Артур «Страшила» Рэдли), Элис Гостли (тётя Стефани Кроуфорд), Розмари Мерфи (мисс Моди Аткинсон), Рут Уайт (миссис Дюбоз), Эстель Эванс (Кальпурния), Ричард Хейл (Натан Рэдли), Уильям Уиндом (мистер Гилмер), Ким Стэнли (взрослая Джин Финч, озв.)

Убить пересмешника / To Kill a Mockingbird (1962): кадр из фильма

Сравнительно недавно, 14-го июля 2015-го (примерно за семь месяцев до кончины Харпер Ли), в продажу поступила книга под названием «Пойди, поставь сторожа», представленная как продолжение романа «Убить пересмешника» /1960/. Издание рукописи, якобы случайно обнаруженной литературным агентом Эндрю Нюрнбергом в банковской ячейке, спровоцировало неоднозначную реакцию – вплоть до обвинений в стремлении выдать за самостоятельное произведение один из ранних набросков будущего бестселлера. Хорошо ещё, что экспертиза, проведённая в соответствии с требованиями закона, установила подлинность авторства… Но и без этого нашумевшего инцидента не вызывает сомнений, что писательницы ничуть не утрачивает своего значения в американской (да и в мировой!) культуре. Начиная с 1990-го, в её родном городке Монровилл, штат Алабама, местные жители практически ежегодно устраивают театральное представление (пьесу на основе первоисточника написал Кристофер Сергел1) – в здании местного суда и с участием самих горожан в качестве артистов. В данной связи особенно смехотворными выглядят попытки запрета книги в ряде школ США под предлогом отклонения от нынешних политкорректных норм (грубо говоря, из-за наличия в тексте слов, оскорбительных для темнокожих граждан). А что же киноверсия?

Убить пересмешника / To Kill a Mockingbird (1962): кадр из фильма

Что касается экранизации, то фильм Маллигана можно смело отнести к немногочисленным кинокартинам (от «Унесённых ветром» /1939/ Виктора Флеминга до «Леопарда» /1963/ Лукино Висконти), занимающим не менее почётное место, чем выдающиеся романы, выбранные режиссёрами источниками вдохновения. Мисс Ли поначалу справедливо опасалась за судьбу собственного детища в руках голливудских творцов, однако, по свидетельству очевидцев, быстро успокоилась, посетив несколько раз съёмочную площадку и воочию убедившись в искренности намерений Роберта и продюсера Алана Пакулы. Особенно сильное впечатление оставил Грегори Пек, поразительно напомнивший ей отца, с которым актёр, к слову, успел пообщаться… Триумф  ленты, попавшей в перечень лидеров сезона (прокатная плата составила $7,1 млн. при бюджете $2 млн.), отмеченной множеством наград, видится абсолютно заслуженным. Жаль только, что юная Мэри Бэдэм в итоге не удостоилась премии «Оскар», а затем (после нескольких менее громких проектов) и вовсе покинула киноиндустрию – в отличие от старшего брата Джона. Между прочим, отдельно отметим, что советские читатели получили возможность оценить незаурядные художественные достоинства «Убить пересмешника» достаточно быстро2, да и фильм выпустили в отечественный кинопрокат уже в ноябре 1966-го. Правда, наши зрители проявили больший энтузиазм в отношении иных ролей «звезды» – в «Снегах Килиманджаро» /1952/ и «Золоте Маккенны» /1969/.

Это Вам может быть интересно  Режиссер "Охотников за привидениями" объяснил провал фильма выборами

Убить пересмешника / To Kill a Mockingbird (1962): кадр из фильма

Непосредственное сравнение киноадаптации с литературным оригиналом – вещь неблагодарная, но как раз Хортон Фут продемонстрировал редкостный пиетет к тексту, опустив некоторые сюжетные линии, персонажей и т.д. исключительно из-за ограничений, налагаемых киноязыком. Даже закадровые монологи «Скаут», не очень органично звучащие с экрана, сведены к минимуму. На мой взгляд, гораздо любопытнее, что Роберт выступил своего рода оппонентом Дэвида Уорка Гриффита, без чьего вклада творчество Томаса Ф. Диксона-младшего давно бы было предано забвению. Ведь именно в шедевре «Рождение нации» /1915/ эксплуатировался старый ку-клукс-клановский миф о неграх-насильниках, подстерегающих невинных белых барышень, в который искренне верили честные, богобоязненные южане. Вот и жители Мейкомба готовы линчевать подозреваемого, не дожидаясь судебного разбирательства (дети выступили нечаянными спасителями мужественного отца от гнева толпы), а присяжные заседатели, уж конечно, проигнорируют и убедительно изложенные факты, и железную логику, и страстное воззвание адвоката к совести. Маллигану посчастливилось вместе с Ли внести действительно заметную лепту в слом инертного общественного мнения в США – в развенчание заскорузлых расистских идей.

Убить пересмешника / To Kill a Mockingbird (1962): кадр из фильма

Впрочем, «Убить пересмешника» всё-таки не воспринимается в строго публицистическом ключе. Авторам киноверсии удалось замечательно передать дух глубокого, многослойного первоисточника, не лишённого лиризма и элементов проницательного бытописательства. Да, на свете есть индивиды, преступившие грань добра и зла и заслуживающие, раз уж блюстители закона расписываются в бессилии, суровой кары свыше, а орудием Провидения может выступить кто угодно – даже замкнутый, стеснительный «Страшила» Артур Рэдли (эффектное появление Роберта Дюваля!). В большинстве же люди являются порождением того социума, в каком существуют. Аттикус, несмотря на полученное блестящее образование и недюжинный интеллект, не отделяет себя от окружающих – не возвышается над народом. Никого не презирает, не осуждает (и пресекает соответствующие порывы у сына с дочкой-сорванцом), но и не потворствует низменным инстинктам, иногда просыпающимся в обывателях под тлетворным влиянием. Он предупреждает Джин Луизу и Джереми о том, что всякий, кто убьёт пересмешника, совершит смертный грех, ибо птица эта (в отличие от соек) безвредна – лишь ублажает наш слух пением. Столкновение ребёнка с миром взрослых нередко протекает мучительно и травматично. Мистер Финч потому и производит впечатление образцового родителя, что личным примером воспитывает в чадах лучшие качества и притом – не отгораживает их сознание от истины, какой бы сложной и малоприятной она ни казалась. Заметим, что к образу Сэма Боудена (из триллера «Мыс страха» /1962/, вынесенного на суд публики чуть раньше), ещё одного юриста, отчаянно защищающего близких, американцы отнеслись с меньшим интересом.

.

Источник