Гладиатор / Gladiator (2000)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другие названия: «Гладиаторы» / «The Gladiators» (рабочее название).

США, Великобритания, Мальта, Марокко.

Продолжительность 155 минут.

Режиссёр Ридли Скотт (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Авторы сценария Дэвид Франзони, Джон Логан, Уильям Николсон по сюжету Дэвида Франзони.

Композиторы Ханс Циммер, Лиза Джеррард (премия «Золотой глобус», номинации на «Грэмми» и «Оскар»).

Оператор Джон Мэтисон (номинация на «Оскар»).

Также премию «Оскар» получили: Йэнти Йетс (художник по костюмам), Скотт Миллан, Боб Бимер, Кен Уэстон (звук), Джон Нельсон, Нил Корбулд, Тим Бёрк, Роб Харви (визуальные эффекты).

Также на премию «Оскар» номинировались: Артур Макс, Кристиап Сэллис (художники по костюмам).

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма

180-й год нашей эры. Генерал Максимус Децим Меридий (Рассел Кроу, премия «Оскар», номинация на «Золотой глобус»), пользующийся непререкаемым авторитетом среди легионеров и безмерным доверием Марка Аврелия (Ричард Харрис), после разгрома армии объединившихся германских племён надеется удалиться на покой, вернувшись в родное имение, к жене (Джаннина Фасио) и сыну (Джорджо Кантарини) — даже невзирая на желание императора передать власть именно ему, а не собственному сыну Коммоду (Хоакин Феникс, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»). Однако наследник вероломно убивает отца и отдаёт приказ казнить полководца, оставшегося верным покойному цезарю. Чудом уцелевший, потерявший семью, Максимус оказывается продан в рабство. Отныне его участь — судьба гладиатора.

Также в ролях: Конни Нильсен (Луцилла), Джимон Хонсу (Джуба), Оливер Рид (Проксимо), Дерек Джейкоби (сенатор Гракх), Спенсер Трит Кларк (Луций), Томми Флэнаган (Цицерон), Томас Арана (генерал преторианцев Квинт), Джон Шрапнел (сенатор Гай), Дэвид Скофилд (сенатор Фалко), Ральф Мёллер (Хаген), Свен-Оле Торсен (Тигр Галльский), Дэвид Хеммингс (Кассий).

Гладиатор / Gladiator (2000): кадр из фильма

Триумф этого фильма был неожиданным во многих отношениях. Никто уже всерьёз не верил в полноценное возрождение «пеплума» после того, как к жанру, с которым Голливуд связывал особые надежды в противостоянии телевидению, публика потеряла интерес – ещё в середине 1960-х! Всё чаще разочаровывал ценителей своего таланта и выдающийся режиссёр Ридли Скотт, который, казалось, напрасно берётся за столь сложную (и, заметим, дорогостоящую, обошедшуюся в $103 млн.) постановку. Да и из исполнителей ведущих партий никто (впрочем, от заглавной роли отказались Мел Гибсон и Антонио Бандерас) на тот момент не входил в число «суперзвёзд»… И тем не менее скептики оказались посрамлены, поскольку уже за первые две недели проката лента окупила вложенные затраты, а общие кассовые сборы составили $460,5 млн., вдохновив кинематографистов1 на создание новых блокбастеров на историческом материале. Более того, вернув (пусть в ограниченном масштабе и на короткое время) моду на поджанр! Однако ещё удивительнее вызванный художественный резонанс (включая пять премий Американской киноакадемии, в том числе в основной номинации), чем создатели подобных произведений могли похвастаться всё-таки крайне редко.

Гладиатор / Gladiator (2000): кадр из фильма

Если «Чужой» /1979/ и «Бегущий по лезвию» /1982/ стали прорывом в части применения визуальных эффектов в научной фантастике, то на сей раз Скотт преподал коллегам урок того, как можно филигранно внедрять компьютерную генерацию изображения (в комбинации с привычным возведением декораций) при реконструкции канувшей в Лету эпохи, не нарушая, но – резко усиливая реалистичность. Немногие, думаю, отличат сцены с участием Оливера Рида от кадров, в которых его, скоропостижно скончавшегося на съёмочной площадке, образ «впечатали» постфактум. А эпизод, когда в разгар схватки Максимуса с Тигрием Галлом на арене Колизея внезапно появляются тигры, можно смело причислять к самым напряжённым и захватывающим фрагментам из когда-либо виденных! Показательно и стремление режиссёра добиться большей, чем это принято на «фабрике грёз», достоверности в деталях – при достаточно вольном обращении с историческими фактами, допущенном кинодраматургами. Точнее, вынужденном, поскольку сценарий переписывался по меньшей мере двенадцать раз, и готовая картина лишь в общих чертах отвечает первоначальному замыслу Дэвида Франзони…

Это Вам может быть интересно  V – значит вендетта / V for Vendetta (2005)

Гладиатор / Gladiator (2000): кадр из фильма

Именно так! Напрасно знатоки истории Древнего Рима упрекали авторов в отходе от фактов и общепринятых трактовок крупных фигур, в первую очередь императора Коммода, которого если и можно считать извращённой личностью (пунктирно обозначенная страсть к сестре, прекрасной Луцилле, – ещё цветочки), то называть «трусом», право, несправедливо. Количество его выступлений на арене, как известно, превысило семь сотен (!), а требования почитать себя в качестве возрождённого Геракла, сына Юпитера, не казались такими нелепыми, как в фильме… Но «Гладиатор» – это пример произведения современного по духу, затрагивающего, обращаясь к частично воссоздаваемым, частично вымышленным событиям, ключевые вопросы наступившего рубежа веков. По сути, напрямую адресованного властителям нынешней глобальной империи, пребывающей, как и Рим в начале нашей эры, в состоянии неопределённости и шаткого равновесия. Предвосхищая далёких потомков, Коммод поддался искусу отказаться от традиционных методов сплочения подданных (экспансия, освящаемая военными достижениями) и в пылу борьбы с сенаторами2, щедро вознаграждая верных себе лично преторианцев, обратился к технологиям изощрённой манипуляции массами. Причём – в ущерб материальному благополучию граждан, оплачивая долгие игры стратегическими запасами зерна, перекладывая бремя издержек на будущее (подобно тому, как администрация Белого дома возьмёт за норму жить в долг, под растущие в геометрической прогрессии проценты) и тем самым допуская опасный перекос в применении известного принципа «хлеба и зрелищ». Но ведь и Максимус одержал верх, лишь последовав совету проницательного Проксимо: «Подчини себе толпу, склони её на свою сторону». Прологом картины не случайно оказывается последняя настоящая битва, которая служит завязкой для ещё более сложной личной войны опального генерала, где владение искусством боя, мужество, да и вообще поступки как таковые, чуть ли не менее важны, чем их виртуальная (информационная) составляющая. Однако и в таком противостоянии победа, хочется разделить веру кинематографистов, всё равно будет за тем, кто на стороне Правды.

.

Источник