Джокер / Joker (2019)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм («Золотой лев» и «Золотая скрепка» («Graffetta d’Oro») Венецианского МКФ, номинации на «Оскар», «Сезар», «Давид ди Донателло», «Золотой глобус»).

США.

Продолжительность 122 минуты.

Режиссёр Тодд Филлипс (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Авторы сценария Тодд Филлипс, Скотт Сильвер (номинация на «Оскар») на основе персонажей, придуманных Бобом Кейном, Биллом Фингером и Джерри Робинсоном.

Композитор Хильдур Гуднадоуттир (премии «Оскар», «Золотой глобус», «Грэмми»; награда за лучший саундтрек на Венецианском кинофестивале).

Оператор Лоуренс Шер (номинация на «Оскар»).

На премию «Оскар» также номинировались: Марк Бриджес (художник по костюмам), Никки Ледерманн, Кэй Георгиу (грим и причёски), Джефф Грот (монтаж), Том Озанич, Дин Э. Зупанчич, Тод Э. Мэйтленд (сведение звука), Алан Роберт Мюррей (монтаж звука).

Жанр: криминальный фильм, драма, триллер

Артур Флек (Хоакин Феникс, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), живущий в Готэм-Сити с матерью Пенни (Фрэнсис Конрой) и работающий клоуном в агентстве развлечений, мечтает прославиться на поприще стендтап-комика, достигнув высот своего кумира Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро), ведущего юмористическое шоу на ТВ. К несчастью, на его голову одна за другой обрушиваются неприятности, резко усугубляющие и без того нестабильное психическое состояние. Худшее начинается с инцидента в метро, когда Артур убивает из револьвера троих пьяных, по-хамски ведущих себя пассажиров, работающих, как позже выяснится, в — в компании, входящей в бизнес-империю магната Томаса Уэйна (Бретт Каллен).

Также в ролях: Зази Битц (Софи Дюмон), Билл Кэмп (детектив Гаррити), Шей Уигхэм (детектив Берк), Гленн Флешлер (Рэндалл), Ли Гилл (Гари), Джош Пэйс (Хойт Вон), Марк Мэрон (Джин Уфланд), Джастин Теру (Итан Чейз), Брайан Тайри Генри (Карл), Брайан Каллен (Хавьер), Дуглас Ходж (Альфред Пенниуорт), Данте Перейра-Олсон (Брюс Уэйн сын Томаса).

Джокер / Joker (2019): кадр из фильма

Тодд Филлипс прежде вроде бы не проявлял интереса к кинокомиксам, специализируясь преимущественно на комедиях (хотя теперь и ранние, документальные проекты кинематографиста вызвали новый интерес). Тем не менее ему выпала честь сотворить произведение, ставшее в истории развития этого направления по меньшей мере вехой, а быть может, и апогеем. Сами по себе коммерческий триумф1 и художественный резонанс, включая выдвижение в нескольких номинациях на «Оскар», уже вряд ли могли кого-нибудь поразить: в памяти моментально всплывает множество примеров, начиная с «Города грехов» /2005/ и «Тёмного рыцаря» /2008/. Но вот Гран-при на одном из ведущих европейских и мировых кинофестивалей (76-м Венецианском) ознаменовал взятие последнего – прежде казавшегося неприступным – бастиона. И ведь решение жюри под председательством Лукресии Мартель при всём желании не воспринимается конъюнктурным или недостаточно мотивированным. «Джокера» сложно отнести к категории тех фильмов, которые будешь регулярно пересматривать ради удовольствия, но… на протяжении сеанса не перестаёшь удивляться тому, как ловко авторы задели нерв времени, а точнее, ткнули иглой в болевую точку эпохи.

Джокер / Joker (2019): кадр из фильма

Собственно, тема блестяще задаётся с первых же кадров, когда диктор буднично сообщает в телевизионной программе новостей о нашествии крыс, обрушившемся на мегаполис. Причина прозаична (забастовка мусорщиков), но решительно никто не замечает, какой мрачный символический смысл приобретает эта, казалось бы, локальная муниципальная проблема. А стоит Артуру выйти на улицу, как мы наглядно убеждаемся, что люди опустились до уровня… ну, если не грызунов, то немногим выше. Мужчину в костюме клоуна, зазывающего с рекламной табличкой в руках в закрывающийся магазин музыкальных инструментов, избивает шайка подростков – просто так, из хулиганских побуждений. Флек ещё реагирует на происшествие стоически – и вообще достойно держится, если учесть нестабильность его психики. Вот только все подпорки, помогающие не впасть в отчаяние (и, как следствие, не погрузиться в бездну безумия), постепенно исчезают. Социальным службам урезают государственное финансирование – и пациент лишается (помимо не слишком полезных разговоров с психологом) антипсихотических препаратов. В результате досадного недоразумения его увольняют с любимой работы. Всплывают тайны из прошлого престарелой матери, искренне верящей, будто состояла в любовной связи с Томасом Уэйном (что магнат категорически отрицает). Наконец, рушится сокровенная мечта…

Это Вам может быть интересно  Жан де Флоретт / Jean de Florette (1986)

Джокер / Joker (2019): кадр из фильма

Любопытно, что в режиссёры проекта недолго прочили Мартина Скорсезе (между прочим, известного скептическим отношением к экранизациям продукции и ), надеясь, что мэтр сведёт двух своих постоянных актёров: Леонардо Ли Каприо и Роберта Де Ниро. Затея предсказуемо не осуществилась, но и Филлипс не скрывал, что черпал вдохновение в «Таксисте» /1976/, «Бешеном быке» /1980/, «Короле комедии» /1982/. Естественно, что без приглашения прославленного (пусть и подрастратившего в последние годы былой задор) актёра-ветерана Тодд не обошёлся, хотя, конечно, внимание почти целиком приковано к фигуре Хоакина Феникса. Роль Джокера одарила редкостным шансом продемонстрировать (продемонстрировать с дотошностью специалиста-психиатра, как и требовал Андрей Тарковский) медленный, но очень детальный и пугающе достоверный процесс того, как человек сходит с ума: повреждается рассудком, обалдевает, слетает с катушек. Как он, стоя перед зеркалом, растягивает пальцами рот в улыбку, как отдаётся во власть странных танцев в помещениях и на свежем воздухе… Нервический смех, самопроизвольно накатывающий в неподходящие моменты, тоже воспринимается симптомом усиливающегося душевного расстройства. Вместе с тем создатели ленты ни на мгновение не забывают (и не позволяют забыть зрителям) о тождественности внутреннего мира индивида тому, что творится вокруг. Как тут не привести хрестоматийную цитату из Карла Маркса, проницательно заметившего, что общественное бытие определяет сознание людей?..

Джокер / Joker (2019): кадр из фильма

Если те же Роберт Родригес с Фрэнком Миллером и Кристофер Нолан взялись раздвинуть рамки жанра, то Тодд Филлипс словно и не вспоминает о комиксовых условностях. Никаких супергероев, никаких суперзлодеев – и даже антигерой помещён в суровые обстоятельства реалистичной социально-психологической драмы (не фильма действия, не кинофантазии, не неонуара). Попутно режиссёр, написавший сценарий на пару со Скоттом Сильвером, правда, вносит персональную лепту в формирование мифа о Бэтмене, часто, очень часто противостоявшем злому шутнику, озорнику Джокеру. Чего только стоит финал, когда родители юного Брюса становятся (как и положено, при выходе из кинотеатра2) жертвой бандита, присоединившегося к массовым беспорядкам! Но это всё, по большому счёту, вторично. Главное – скрупулёзное исследование далеко не гипотетической ситуации того, что происходит, когда неуравновешенная личность сталкивается с обществом – и, заметим, не просто с обществом, а с обществом капиталистическим (показанным куда ближе сегодняшнему, чем периода рейганомики), ценящим исключительно преуспевание и глубоко равнодушным к чужим трудностям. Ничего хорошего, разумеется, ждать не приходится: насилие нарастает, как снежный ком, и толпа возносит на пьедестал удачно подвернувшегося идола. И это ещё не всё. Линия с соседкой Софи Дюмонд, к которой Артур выказывает романтический интерес, в какой-то момент позволяет догадаться, что поведанное не является абсолютной правдой: Флек – типичный ненадёжный рассказчик (воспользуемся литературоведческим термином). Вот только законы диалектики действуют и в том отношении, что сама среда (место действия) оказывается ничуть не более «надёжной» – в разных смыслах.

.

Источник