Солнцестояние / Midsommar / Midsummer (2019)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Солнцестояние: режиссёрская версия» / «Midsommar: The Directors Cut» (название режиссёрской версии).

США, Швеция.

Продолжительность 148 минут (режиссёрская версия – 172 минуты).

Режиссёр Ари Астер.

Автор сценария Ари Астер.

Композитор (в титрах как Bobby Krlic).

Оператор Павел Погожельский.

Жанр: драма, фильм ужасов, детектив, триллер

Пелле (Вильхельм Бломгрен) приглашает друзей, американских студентов Марка (Уилл Поултер), Джоша (Уильям Джексон Харпер) и Кристиана (Джек Рейнор), поехать вместе с ним в родовую общину Хорге — на традиционное празднование летнего солнцестояния. Парни с радостью соглашаются, однако последний выдвигает условие, что позовёт также Дэни Ардор (Флоренс Пью), отношения с которой складываются в последнее время не лучшим образом. Вопреки ожиданиям, девушка не отказывается от путешествия в Швецию, хотя интуиция и подсказывает ей, что ничем хорошим это не закончится…

Также в ролях: Эллора Торчия (Конни), Арчи Мадекве (Саймон), Лив Мьёнес (Улла), Анна Острём (Карин), Изабель Грилл (Майя), Ребекка Джонстон (Ульрика), Хампус Халлберг (Ингемар), Хенрик Норлен (Ульф), Бйорн Андерсен (Дан)

Солнцестояние / Midsommar / Midsummer (2019): кадр из фильма

В моём случае, по-видимому, сказались завышенные ожидания в связи с фильмом, сложившиеся как под влиянием неизменно положительных (нередко – восторженных) отзывов1, так и под очень сильным впечатлением от дебютной полнометражной постановки Ари Астера, известной у нас под заголовком «Реинкарнация» /2018/. Конечно, нельзя не отдать должного чувству стиля режиссёра-сценариста, на творчество которого не без оснований возлагают надежды на обновление хоррора. Не в пример бездарным ремесленникам, он искренне постарался выстроить целый мир, существующий по непреложным законам, добившись от исполнителей веры в то, что люди этим самым законам строго подчиняются. И хотя шведские зрители, как свидетельствуют очевидцы, не могли относиться к происходящему на экране всерьёз, восприняв ленту добротной «чёрной комедией», приблизительность в воссоздании культурных особенностей (к тому же, основная часть съёмок прошла в Венгрии, в том числе в Будапеште) не так уж противоречила замыслу. Слабой стороной «Солнцестояния» является, пожалуй, драматургическая основа.

Солнцестояние / Midsommar / Midsummer (2019): кадр из фильма

Джордан Пил изрядно польстил коллеге, торжественно объявив, что астерово детище вытеснило «Плетёного человека» /1973/ (не путать с провальным голливудским римейком, снятым уже в XXI веке) с пьедестала лучшего страшного кинопроизведения про язычников. Увы, сравнение оказывается не в пользу новой ленты, не обошедшейся без явных заимствований из классики. У Робина Харди и сценариста Энтони Шаффера интрига зиждилась на расследовании, проводимом сержантом полиции Хауи, который всё настойчивее подбирался к разгадке жуткого заговора на острове, и развязка, когда прояснялось истинное предназначение чужака – заманенного в ловушку Дурака, потому и потрясала. На сей же раз незавидный удел молодых американцев и англичан, прибывших в отделённую от внешнего социума общину, практически сразу не вызывает сомнений – и в какой-то момент недальновидность и наивность (на грани откровенной глупости!) персонажей, не замечающих стремительно надвигающейся опасности, начинает раздражать. Если мотивация Джоша и Кристиана, изучающих в колледже антропологию и надеющихся собрать уникальный материал для дипломной работы, ещё мало-мальски правдоподобна, то поведение остальных гостей – представляется, боюсь, не слишком убедительным. В первую очередь это касается Дэни, сразу заподозрившей неладное…

Это Вам может быть интересно  Критическое решение / The Seven-Per-Cent Solution (1976)

Солнцестояние / Midsommar / Midsummer (2019): кадр из фильма

И прокатный-то вариант фильма отличался подчёркнутой неспешностью развёртывания перипетий, а уж расширенная (до почти трёхчасового хронометража!) режиссёрская версия вовсе кажется затянутой, особенно в первой половине повествования. Однако с того момента, как иностранцы становятся свидетелями ритуала, когда старцы, достигнув почтенного семидесятидвухлетнего возраста (якобы пройдя до конца жизненный цикл, уподобленный смене времён года), добровольно идут на смерть, прыгая с высокой скалы, автору вполне удаётся поддерживать саспенс. Оператор Павел Погожельский сравнительно легко добивается, чтобы потрясающе красивые летние пейзажи, больше подходящие для оптимистичной комедии или мелодрамы, внушали тревогу, ассоциировались со зловещими намерениями приверженцев языческого вероучения. Тот, кто готов поверить в возможность существования в современном мире поселений такого рода «детей цветов», из поколения в поколение следующих завещанным предками культам, не считаясь с прогрессом, не обманется, придя на сеанс пощекотать нервы. Скептически настроенной части аудитории будет не так интересно.

.

Источник