Обгон / Il sorpasso (1962)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Беспечная жизнь» / «The Easy Life»» (международное англоязычное название).

Италия.

Продолжительность 105 минут.

Режиссёр Дино Ризи.

Авторы сценария Дино Ризи, Этторе Скола, Руджеро Маккари, авторы диалогов Этторе Скола, Руджеро Маккари.

Композитор Риц Ортолани.

Оператор Альфио Контини.

Жанр: комедия, драма

Роберто Мариани (Жан-Луи Трентиньян), учащийся на юридическом факультете, разрешает незнакомцу (Витторио Гассман, премия «Давид ди Донателло»), у которого возникли небольшие трудности с личным автомобилем марки , сделать звонок с домашнего телефона. Мужчина, представившийся Бруно Кортон, в знак благодарности предлагает молодому человеку немного развеяться и прокатиться с ветерком. Роберто неожиданно для самого себя соглашается, не догадываясь, чем закончится спонтанное путешествие.

Также в ролях: Катрин Спаак (Лилли Кортона), Клаудио Гора (Биби), Линда Сини (тётя Лидия), Нандо Анджелини (Амедео), Бруна Симионато (кассир), Аннетт Стройберг (туристка), Паола Гассман (девушка на пляже, без указания в титрах).

Обгон / Il sorpasso (1962): кадр из фильма

Предыдущим фильмом Дино Ризи, тоже вызвавшим определённый резонанс, в том числе за рубежом, была «Трудная жизнь» /1961/. А значит, нет ничего удивительного, что его следующей постановке заокеанские прокатчики присвоили созвучное (точнее, как бы полемичное) англоязычное название – «», то есть «Беспечная жизнь», тем более что режиссёр вновь хотел доверить ведущую партию Альберто Сорди. Данное обстоятельство может показаться знаменательным, даже если в намерения авторов не входило проводить прямые параллели между сюжетами. На первый, поверхностный взгляд «Обгон» является эталонной «комедией по-итальянски» – но только в трагикомическом варианте. Дино не прогадал, настояв в споре с продюсером на грустной (нокаутирующе печальной!) развязке, которая на удивление не помешала бурному зрительскому успеху ленты, собравшей ITL1,29 млрд.1 при бюджете порядка ITL300 млн. На протяжении недолгого, зато насыщенного путешествия происходит масса курьёзных событий, заставляющих безалаберного, живущего одним днём Бруно предаться некоему подобию рефлексии, а застенчивого Роберто – чуть раскрепоститься и приободриться, но… всё это приобретает парадоксальное звучание в свете того, чем завершилась увеселительная поездка.

Обгон / Il sorpasso (1962): кадр из фильма

За Ризи и кинодраматургами, среди которых, кстати, значился и Этторе Скола (вероятно, уже готовившийся перейти к собственным постановкам), справедливо отмечали редкостный талант в раскрытии ярких, колоритных характеров и вместе с тем – в живописании широкой галереи нравов. Любопытно, что во Франции и Польше картина получила известность под заголовком «Фанфарон», содержащим прозрачный намёк на личность неунывающего синьора Кортоны, разъезжающего на модной машине с откидным верхом, оглушая прохожих звуками клаксона и совершая дерзкие, опасные обгоны. Казалось бы, он целиком и полностью морально подавляет Мариани, не находящего в себе решимости, чтобы отказать ему в мелких просьбах (в частности, одалживающего разные суммы денег) и просто покинуть навязчивого нового знакомого, вернувшись в Рим. Витторио Гассман и Жан-Луи Трентиньян (даром что француз по происхождению) составили превосходный, во многом неожиданный тандем, причём в эволюции отношений двух людей, ещё вчера ничего не ведавших о существовании друг друга, но сегодня – ставших не разлей вода, не последнюю роль сыграли случайные встречи. Случайные – или всё же предуготовленные судьбой?.. Помимо прочего будущий юрист предлагает заехать к своим родственникам, моментально подпадающим под обаяние словоохотливого, сыплющего остротами гостя, а глубокой ночью, уже будучи изрядно во хмелю, наведывается к бывшей супруге Бруно, которую тот давно не навещал, равно как и повзрослевшую дочь, намеревающуюся выскочить замуж за состоятельного жениха в почтенном возрасте.

Это Вам может быть интересно  Мужские слёзы / Cry Macho (2021)

Обгон / Il sorpasso (1962): кадр из фильма

Вкладывая в уста пустозвону Кортоне рассуждения о творческих поисках Микеланджело Антониони, вскрывшего тотальную отчуждённость, авторы тем самым явно выразили желание вступить с маэстро в спор. Пресловутая «некоммуникабельность» заполонила души узкой прослойки совестливых, мятущихся интеллектуалов, но гораздо сильнее распространён тип откровенных прожигателей жизни, наслаждающихся плодами экономического «чуда». За исключением редких мгновений, эти – совершенно не задумываются над тем, что творится вокруг, бездумно следуют девизу древних римлян «» (‘лови момент’). То есть, фигурально выражаясь, мчатся навстречу неведомому, находятся в ситуации постоянного, непрекращающегося обгона. Ещё вчера такое было бы немыслимо – и неизвестно, будет ли возможно завтра. Обиднее всего, что как раз они, как правило, сумеют избежать расплаты за содеянное, поскольку небезызвестная поговорка о дураках, коим непременно везёт, вновь оказывается справедлива. Гнев Рока обрушивается на голову того, кто долго не находил в себе силы побороть робость и начать жить полной жизнью, а теперь – подпал под чужое влияние и ударился в противоположную крайность, пустился во все тяжкие. Считать безвинной жертвой несчастного случая Роберто, вошедшего в азарт и принявшегося подзадоривать приятеля-водителя2, как ни крути, нельзя… Глубину философского послания Дино Ризи, надо сказать, оценили далеко за пределами Италии. Среди кинематографистов, испытавших особенно сильное влияние «Обгона», ярче прочих выделяются американцы Деннис Хоппер («Беспечный ездок» /1969/ – отсылка уже в названии!) и Александр Пэйн («На обочине» /2004/).

.

Источник