Деликатесы / Delicatessen (1991)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (премия «Сезар» за лучший дебют, приз зрительских симпатий на фестивале Фантастпорту, номинация на награду Европейской киноакадемии).

Другие названия: «Мясная лавка» (вариант перевода названия).

Франция.

Продолжительность 99 минут.

Режиссёры Марк Каро, Жан-Пьер Жёне.

Авторы сценария Марк Каро, Жан-Пьер Жёне, Жиль Адриен (премия «Сезар»), автор диалогов Марк Каро, Жан-Пьер Жёне, автор режиссёрского сценария Жан-Пьер Жёне.

Композитор Карлос Д’Алессио (номинация на «Сезар»).

Оператор Дариус Хонджи (номинация на «Сезар»).

Премии «Сезар» также получили: Жан-Филипп Карп, Мильен Крека Клякович (художники-постановщики), Эрве Шнайд (монтаж).

На «Сезар» также номинировались: Валери Поццо ди Борджо (художник по костюмам), Венсан Арнарди, Жером Тиоль (звук).

Премию Европейской киноакадемии получили Филипп Карп, Мильен Крека Клякович (художники-постановщики).

Жанр: комедия, криминальный фильм

Клоун Луисон (Доминик Пинон), выступавший в паре с шимпанзе по кличке Мистер Ливингстон (обезьяна Клара) до того, как дрессированная обезьянка бесследно исчезла, откликается на объявление о работе. Клапе (Жан-Клод Дрейфус, номинация на «Сезар»), хозяин мясной лавки и владелец доходного дома, нехотя нанимает молодого человека, однако его дочь Жюли (Мари-Лор Дуньяк, номинация на «Сезар»), которой незнакомец понравился с первого взгляда, пытается предупредить Луисона о грозящей опасности…

Также в ролях: Карин Виар (мадемуазель Плюсс), Тикки Ольгадо (Марсель Тапиока), Анн-Мари Пизани (мадам Тапиока), Бобан Яневски (Реми Тапиока), Микаэль Тодде (Люсьен Тапиока), Эдит Кер (бабушка), Рюфюс (Роберт Кубе), Жак Мату (Роже), Говард Вернон (Месье Потин), Сильви Лагуна (Орор Интерлигатор), Жан-Франсуа Перрье (Жорж Интерлигатор), Чик Ортега (почтальон), Марк Каро (Фокс), Доминик Зарди (таксист), Жан-Пьер Жёне (человек, выглядывающий из люка, без указания в титрах).

Деликатесы / Delicatessen (1991): кадр из фильма

«Деликатесы» отнюдь не стали деликатесами, предназначенными исключительно для эстетов – гурманов от кинематографа. Картина замечательно прошла в национальном кинопрокате (1,4 млн. проданных билетов1), да и, допустим, приз зрительских симпатий на кинофестивале Фантаспорту куда как красноречив. Не менее знаменательным видится то обстоятельство, что американской аудитории фильм представлял не кто иной, как Терри Гиллиам, чьё влияние (прежде всего – сатирической антиутопии «Бразилия» /1985/) видно невооружённым глазом. А ещё любопытно вот что. Если взять на себя труд ознакомиться с небольшими по хронометражу самостоятельными работами Марка Каро и Жана-Пьера Жёне (музыкальными видеоклипами, рекламными роликами, короткометражками), вклад каждого из них в общий результат станет очевидным. Собственно режиссёрские функции по преимуществу исполнял последний, притом что за причудливый звуко-зрительный образ мира, где происходят события, отвечал первый. И оба не преминули отметиться в кадре. Наконец, толчком к рождению замысла послужили два казуса. Жан-Пьер некоторое время снимал квартиру, расположенную под мясной лавкой, каждое утро «наслаждаясь» звуками ударов разделочного ножа и громкими возгласами, по поводу чего его девушка однажды пошутила: мол, мясник избавляется от трупов очередных соседей – и скоро настанет их черёд… А ещё, посетив в 1988-м году Соединённые Штаты, настолько поразился низкому качеству пищи, что невольно подумал, не приготовлены ли блюда из человечины?..

Это Вам может быть интересно  Астерикс и Обеликс в Британии / Astérix & Obélix: Au service de sa Majesté (2012)

Деликатесы / Delicatessen (1991): кадр из фильма

Сравнение с близкими по тематике англосаксонскими произведениями (с несколькими киноверсиями городской легенды о Суини Тодде, с «чёрной комедией» «Поедая Рауля» /1982/ и т.д.) позволяет наглядно убедиться, насколько существенным фактором является принадлежность к той или иной смеховой культуре. Галльский юмор, ощущаемый в каждом повороте сюжета, в игре актёров, в использовании тех или иных выразительных средств (например, параллельного монтажа и искажающих оптических эффектов), помог избежать пошлости и грубости при обращении даже к, казалось бы, вопиюще вульгарным ситуациям. Чего только стоит линия Орор, чьи попытки свести счёты с жизнью (самыми разными способами) неизменно срываются!.. И, разумеется, зловещему Клапо не позволит реализовать коварный план прекрасная дева, на чувства которой моментально ответил взаимностью Луисон. Каро и Жёне (особенно Жёне) явно не стремились написать мрачную, безотрадную картину, пусть формально действие и разворачивается в неопределённом будущем, когда острая нехватка продовольствия привела к тому, что продукты заменили наличные деньги. Луисон в исполнении Доминика Пинона (актёра-талисмана Жана-Пьера) персональным примером показывает, как можно остаться настоящим человеком – не оскотиниться или, точнее, не уподобиться жабам и склизким моллюскам, без устали пожираемым одним из жильцов. Отчасти здесь дело в храбрости неказистого на вид парня, но немаловажную роль играет и принадлежность к миру искусства, на почве которого происходит его дополнительное сближение с Жюли. Авторы не без сарказма намекают, что вклад индивида в борьбу с царящими в мире несправедливостью и гнусностью нередко оказывается куда серьёзнее, чем деятельность групп и разветвлённых организаций, как в данном случае – «Троглодитов», этого чумазого подземного Сопротивления. Успех «Деликатесов» помог тандему осуществить ещё более амбициозную (и дорогую) постановку – «Город потерянных детей» /1995/.

.

Источник