Набег Ульзаны / Ulzana’s Raid (1972)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Рейд Ульзаны» / «Ульзана на тропе войны» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 103 минуты.

Режиссёр Роберт Олдрич.

Автор сценария Алан Шарп.

Композитор Фрэнк Де Вол.

Оператор Джозеф Байрок.

Жанр: приключенческий фильм, вестерн

Лейтенант Гарнетт ДеБьюн (Брюс Дэвисон), сын священника, всего полгода назад окончивший военную академию, получает первое в своей офицерской карьере важное задание. Индейскую резервацию покинул вождь апачей Ульзана (Хоакин Мартинес), вышедший с отрядом преданных воинов на тропу войны — совершающий дерзкий набег, грабя фермы аризонских поселенцев, пытая и убивая мужчин, насилуя женщин. В помощь Дебьюну отряжают Макинтоша (Берт Ланкастер), опытного следопыта, хорошо знающего тактику врага. Удастся ли выполнить миссию?

Также в ролях: Хорхе Луке (Ке-Ни-Тай), Ричард Джекил (сержант), Ллойд Бокнер (капитан Гейтс), Карл Свенсон (Рукейсер), Дуглас Уотсон (майор Картрайт), Дрэн Хэмилтон (миссис Риордан), Джон Пирс (капрал), Ричард Фарнсуорт (солдат).

Набег Ульзаны / Ulzana’s Raid (1972): кадр из фильма

В данном конкретном случае желательно ещё до того, как приступить к просмотру фильма, ознакомиться хотя бы с краткой биографией Ульзаны. В реальности в знаменитом набеге, состоявшемся в 1885-м году, его сопровождало всего одиннадцать воинов, и с маленьким отрядом ничего не могли поделать преследователи численностью порядка… двух тысяч солдат. Двух тысяч! Немного больше, чем показано кинематографистами, не так ли? Неизвестно, сколько бы всё это продолжалось, не сдайся вождь (вместе с братом Чихуахуа и старым Нана) 3-го марта 1886-го, после чего был выслан обратно в индейскую резервацию, где и встретил XX век, прожив в относительном спокойствии до 1909-го. При столь существенном отступлении от фактов было бы честнее изменить имена действующих лиц и сделать оговорку, что любые сходства непреднамеренны. Собственно, Алан Шарп и не скрывал (и это до известной степени его извиняет), что намеревался поведать на материале прошлого о куда как современном явлении, что дало достаточно оснований провести параллели с тактикой вооружённых сил США во Вьетнаме. В данном контексте особенно любопытны рассуждения сценариста, признававшегося, что испытывает неподдельный ужас от трёх страниц истории: Третьего рейха, Турции в Первую мировую войну и юга-запада Америки в 1860-86-е. Кроме того, замысел служил данью уважения Джону Форду с «Искателями» /1956/, а кадры с прибытием курьера в армейский лагерь воспринимаются цитатой из «Дилижанса» /1939/.

Набег Ульзаны / Ulzana’s Raid (1972): кадр из фильма

Впрочем, Роберт Олдрич с Бертом Ланкастером рассказывали, что сравнительно легко убеждали кинодраматурга, работавшего быстро и плодотворно, вносить изменения в текст. Для них «Набег Ульзаны» послужил прекрасным шансом вернуться к теме, затронутой в более ранних вестернах, прежде всего в «Апаче» /1954/, где знаменитый актёр сыграл Массаи – последнего воина из непримиримого племени, доказавшего колонистам, что может трудиться на земле, в поте лица своего. За прошедшее время воззрения режиссёра на человеческую природу стали более жёсткими, на грани откровенной мизантропии. Это не могло не найти отражение в трактовке реалий покорения бескрайних просторов. Хоровиц предпочитает убить миссис Рукайзер выстрелом в голову на глазах у маленького сына и тут же покончить с собой, нежели попасть в руки к индейцам, которые чуть позже умерщвляют её мужа-фермера после долгих пыток. Лейтенант ДеБьюн, поражённый изуверством, выспрашивает у Ке-Ни-Тая о причинах жестокости, с изумлением слыша, что апачи тем самым – стремятся «забрать силу» врага. Но и солдаты подчас совершают не менее мерзкие поступки, набросившись на труп сына Ульзаны. Для неискушённого офицера рейд оказался проверкой на верность идеалам, привитым отцом-священником, которую удалось пройти отнюдь не блестяще, хотя приказ похоронить «дикарей» в соответствии с христианскими обычаями в подобных условиях следует признать достижением.

Это Вам может быть интересно  Реквием по мечте / Requiem for a Dream (2000)

Набег Ульзаны / Ulzana’s Raid (1972): кадр из фильма

Картину справедливо относят к набиравшим тогда популярность ревизионистским вестернам, развенчивавшим бережно взлелеянные Голливудом мифы о покорении Запада. Тем не менее, несмотря на отличную (напряжённую, очень динамичную) кульминационную перестрелку, коммерческого успеха не последовало1. И не думаю, что причина – в некоторых натуралистичных кадрах. Даже отдавая должное таланту Олдрича, на сеансе невольно отмечаешь, как тяжело ему (наверное, не легче, чем тому же Форду) давалось выдавливание из себя по капле раба – раба привычных расистских стереотипов. Даже возникает соблазн провести параллель с Гарнеттом, задающим МакИнтошу наивный вопрос, как тот может сожительствовать с индианкой. Роберт выражает-таки готовность признать, что так называемые носители цивилизации зачастую действовали недостойно, но всё равно считает это реакцией на свирепость автохтонов. Двусмысленность пафоса «Набега Ульзаны», судя по всему, как раз уловил массовый зритель, благо прогрессивные настроения пока не уступили место апатии. Между прочим, оперативно последовал социалистический ответ «фабрике грёз», и дилогия Готфрида Кольдица с Гойко Митичем в главной роли ближе к исторической правде, даже если уступает в части художественных достоинств.

.

Источник