Медведь / L’ours / The Bear (1988)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (номинации на «Сезар», «Давид ди Донателло»).

Другое название: «Медведь» / «The Bear» (международное англоязычное название).

Франция, США.

Продолжительность 96 минут.

Режиссёр Жан-Жак Анно (премия «Сезар»).

Автор сценария Жерар Браш по роману Джеймса Оливера Кервуда.

Композитор Филипп Сард.

Оператор Филипп Русло (номинация на «Сезар»).

Также премию «Сезар» получила и номинировалась на премию «Оскар» Ноэль Буассон (монтаж).

Также на «Сезар» номинировались: Бернар Ле Ру, Клод Виллан, Лоран Квальо (звук), авторы постера.

Жанр: приключенческий фильм, драма, семейный фильм

1885-й год, Британская Колумбия. Том (Чеки Карио) и Билл (Джек Уоллис) выходят на след крупного бурого медведя (медведь Барт), которому, подстреленному из винчестера, лишь по счастливой случайности удаётся сбежать. Залечивающего раны кадьяка обнаруживает детёныш гризли (медвежонок Юк), чья мать погибла, оказавшись погребённой под градом камней, отколовшихся от скалы. Отныне они будут путешествовать вместе. Но и охотники, раздосадованные неудачей, решают во что бы то ни стало настигнуть опасного зверя.

Медведь / L’ours / The Bear (1988): кадр из фильма

Жан-Жак Анно уже в едком полнометражном дебюте «Чёрное и белое в цвете» /1976/ исследовал быт и нравы не только европейских (французских и немецких) колонистов, вынужденных вступить в вооружённое противостояние в свете вестей о разразившейся Первой мировой войне, но прежде всего – африканских племён, втягиваемых так называемыми цивилизованными народами в свои распри. В «Борьбе за огонь» /1981/ режиссёр основательно погрузился в атмосферу каменного века, реконструировав жизнь первобытных людей. Его следующим, ещё более амбициозным замыслом, в некотором роде логически вытекавшим из ранних поисков, было снять фильм с животным в качестве «звезды» полноценной психологической драмы. Роман Джеймса Оливера Кервуда «Гризли» /1916/ (полный перевод названия звучит так: «Король гризли: Романтика дикой природы»), оперативно адаптированный Жераром Брашем, подходил для этих целей идеально. Реализация проекта затянулась1, но… та тщательность, с какой проведена подготовительная работа, безусловно, пошла ленте строго на пользу.

Медведь / L’ours / The Bear (1988): кадр из фильма

«Медведь» стал подлинной вехой в истории анималистского кинематографа – и без малейшего преувеличения сенсацией. Потраченные FRF120 млн. (что примерно соответствовало $20 млн.) уверенно окупились уже благодаря кинопрокату Франции, где фильм взметнулся на вершину киночарта с результатом 9,1 млн. зрителей. Любопытно, что второе место заняла незначительно отставшая по посещаемости «Голубая бездна» /1988/ Люка Бессона, пронизанная схожим пафосом – страстно взывавшая к единению с природой. Кроме того, отличных показателей ($31,7 млн. кассовых сборов) добилась и кинокомпания , занимавшаяся дистрибуцией на территории США и Канады. Если верить СМИ, у медведя Барта появились горячие поклонники, попытавшиеся убедить руководство Американской киноакадемии выдвинуть его на соискание премии «Оскар», на что последовал официальный отказ со ссылкой на действующий регламент. Правда, лично мне кажется, что искушённого (уже имевшего солидный опыт съёмок) четырёхлапого коллегу превзошёл юный Юк, который и является де-факто главным героем. Показательно, что Жан-Жак заказал у Джима Хенсона несколько механических моделей кадьяков и гризли, но они смотрелись не слишком достоверно – и использовались крайне ограниченно (в основном там, где наличествовал риск ненароком поранить «актёров»). Создатели продемонстрировали настоящие чудеса дрессировки, добившись от исполнителей не просто естественного поведения перед камерой, но точных реакцией вкупе с эмоциями, поразительно напоминающими человеческие…

Это Вам может быть интересно  Светлое будущее / Ying hung boon sik / A Better Tomorrow (1986)

Медведь / L’ours / The Bear (1988): кадр из фильма

Единственное, с чем Анно и Браш, на мой взгляд, переборщили, – краткие картины кошмарных снов медвежонка и галлюцинаций, возникающих у детёныша под воздействием съеденных ядовитых грибов. Если искажённые (в частности, показанные в негативе) кадры ещё воспринимаются адекватно, то элементы мультипликации, увы, не гармонируют с общей эстетикой, снижая ощущение аутентичности. Но это в общем-то мелочь. Авторам удалось главное – занимательно поведать историю словно от лица трогательного создания, осторожно познающего окружающий мир, такой безжалостный и такой прекрасный. Встреча со свирепой пумой, едва не завершившаяся плачевно, ознаменовала его окончательное взросление: окрестности оглашает уже не жалобный писк, а властный рык. Кервуд, по праву считавшийся продолжателем традиций Джека Лондона2, вывел, по сути, себя в образе азартного, отчаянно гнавшегося за гризли охотника, который радикально поменял свои воззрения после того, как грозный король гор великодушно пощадил двуногого чужака. Повествование венчает мудрое высказывание писателя, пришедшего к осознанию, что «сущестувет большее наслаждение, чем удовольствие убивать, – радость сохранять жизнь». На сеансе поневоле вспоминаешь парадоксальное утверждение Тэхэ (персонажа Михаила Мунзука из советского таёжного детектива «Пропажа свидетеля» /1972/), искренне верящего в то, что представители вида произошли вовсе не от обезьяны, а от могучего медведя – сурового хозяина лесных массивов, не тронутых прогрессом.

.