Полнометражный фильм.
Другие названия: «Уныние» / «Тоска зелёная» / «Blue Maaga» (рабочее название).
США.
Продолжительность 98 минут.
Режиссёр Джон Тёртелтауб.
Авторы сценария Линн Сайферт, Томми Свердлоу, Майкл Голдберг по сюжету Линн Сайферт и Майкла Ритчи.
Композитор Ханс Циммер.
Оператор Фидон Папамайкл.
Жанр: приключенческий фильм, комедия, семейный фильм, спортивный фильм
Дерису Бэнноку (Леон), долго и упорно готовившемуся к тому, чтобы представлять Ямайку на Олимпийских играх в забеге на 100 метров, но потерпевшему досадную неудачу в ходе отборочных соревнований, приходит необычная идея — возглавить первую в истории государства команду по… бобслею. Несмотря на всеобщий скепсис, ему удаётся уговорить взять на себя функции тренера Ирвинга Блитцера (Джон Кэнди), дважды завоёвывавшего золотую медаль в этом виде спорта, а также найти единомышленников: Санку Коффи (Даг Э. Даг), Джуниора Бевила (Роул Д. Льюис) и Юла Бреннера (Малик Йоба). Калгари ждёт большой сюрприз!
Также в ролях: Рэймонд Дж. Барри (Курт Хемфилл), Питер Аутербридж (Джозеф Гралл), Пол Кёур (Роджер), Ларри Гилман (Ларри), Чарльз Хайэтт (Уитби Бевил), Уинстон Стона (Кулидж), Бертина Маколи (Джой Бэннок), Кристофер Купер (Уинстон).
![Крутые виражи / Cool Runnings (1993): кадр из фильма](/wp-content/uploads/2022/11/f19246db115aeec781521a149de44b7f.jpg)
Чем славится ямайская культура? Музыкой таких стилей, как регги, калипсо, соул, ска, новым религиозным движением растафарианство, породившим в молодёжных кругах феномен раста, а в спорте – бегунами на короткие дистанции. И совершенно – в силу объективных причин – не славится участием в зимних Олимпийских играх. Вернее, не славилась до некоторых пор… Удивительно, но Джон Тёртелтауб и сценаристы1 взяли за основу подлинную (!) историю, в самой жизни выискав парадоксальный драматургический конфликт. И пусть без сочинительства не обошлось, поскольку в действительности, допустим, тренеров было несколько, спортсменам с островного государства не пришлось, унижаясь, выискивать деньги и новичков ожидало доброжелательное отношение со стороны соперников. Но ведь дух-то истории, лаконично выраженный в рекламном слогане («Одна мечта. Четыре выходца с Ямайки. Двадцать градусов ниже нуля»), остался в неприкосновенности! Неоценимую поддержку постановщику оказал, безусловно, разносторонне одарённый и популярный, пребывавший в отличной творческой форме комик Джон Кэнди. Номинально исполняющий роль со второго плана, он неподражаем в обличии Блитцера, у которого энергия хлещет через край – и которому стоит огромного напряжения вернуть себе честное имя, доказав всем: никогда не поздно начать всё сначала. Именно образ неуёмного Ирва стал последним заметным достижением в карьере «звезды». Последним и, к счастью, оценённым по достоинству зрителями, поскольку кассовые сборы составили $154,8 млн. ($68,8 млн. пришлось на национальный кинопрокат), десятикратно перекрыв производственные затраты, оцениваемые в $15 млн.
Любопытно, что в ранних комедиях режиссёр последовательно имел дело с одним главным героем (одержимым изобретателем из ГДР), с дуэтом скудоумных, хотя и «думающих по-крупному», близнецов-дальнобойщиков и, наконец, с тремя ниндзя. В «Крутых виражах», остающихся, пожалуй, его личной вершиной, подошла очередь для квартета2 – однако на этом Джон прервёт складывавшуюся последовательность. Не исключено, что напрасно, поскольку Голливуд лишился небесталанного комедиографа, отныне решившего пробовать силы в иных жанрах: мелодраме, кинофантазии, приключенческой ленте… Картина замечательно вписывается в традицию спортивных фильмов с юмористическим уклоном, предназначенных преимущественно для детско-подростковой аудитории, которую компания поддерживала на протяжении нескольких десятилетий подряд. Доводилось неоднократно смотреть, как целеустремлённым и (чаще всего) немного не от мира сего боксёрам, бейсболистам, хоккеистам и т.д. удавалось добиваться поставленных целей, и кинопроизведения неизменно заставляли проникаться уважением к энтузиастам разных видов спорта, вдохновляющих своим примером публику… Вот и крутые виражи, выделываемые в морозном Калгари пришлецами с залитого солнцем острова, по-настоящему захватывают дух. Вместе с тем налицо стремление создателей выйти за рамки привычной фабульно-сюжетной схемы и даже – добродушно посмеяться над общераспространенными, кочующими из фильма в фильм штампами. Иначе ямайцы просто не были бы самими собой и превратились в бледную копию швейцарцев – не стали бы национальными героями, вернувшимися на Родину под бурные восторги земляков.
.