Полнометражный фильм.
Другие названия: «Неизвестная американская история» / «Американская история X» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 119 минут (рабочая версия – 101 минута).
Режиссёр Тони Кэй.
Авторы сценария Дэвид МакКенна.
Композитор Энн Дадли.
Оператор Тони Кэй.
Жанр: драма
Дерек Винйард (Эдвард Нортон) на протяжении нескольких лет не просто состоял в экстремистской организации неонацистского толка, но и фактически занимал место её вожака, будучи ближайшим доверенным лицом могущественного теневого лидера и идеолога — Кэмерона Александера (Стэйси Кич). Однако, отсидев срок в тюрьме за убийство, Дерек намерен порвать со своим жестоким прошлым и, более того, уберечь от беды младшего брата, Дэнни (Эдвард Фёрлонг). Только вот хватит ли у него на это времени?
Также в ролях: Беверли Д’Анджело (Дорис Виньярд), Эвери Брукс (доктор Боб Суини), Дженнифер Льен (Давина Виньярд), Итан Сапли (Сет Райан), Эллиотт Гулд (Мюррей), Файруза Балк (Стейси), Уильям Расс (Деннис Виньярд), Торри Гай (Лэймонт).
![Американская история Икс / American History X (1998): кадр из фильма](/wp-content/uploads/2022/03/656f05eb44b54db58bdb0a2c09a2e744.jpg)
Этот фильм обошёлся в производстве сравнительно недорого, в $20 млн., и не пользовался коммерческим успехом: кассовые сборы в североамериканском прокате составили $6,7 млн. (хотя общие – всё-таки в $23,9 млн.). Однако получил неожиданную, с налётом скандальности, известность после того, как Тони Кэй вчинил умопомрачительный (в $275 млн.!) иск кинокомпании и Гильдии режиссёров Америки. Суть претензий в обнародованном заявлении сводилась к тому, что продюсеры резко ограничили его творческую свободу, а строгие правила гильдии наложили бы категорический запрет на публичные высказывания в том случае, если б постановщик решил скрыться за псевдонимом. Вместе с тем именно та версия, которая была вынесена на суд общественности, вызвала заметный художественный резонанс, косвенным свидетельством чему послужили, в частности, несколько номинаций на премию «Оскар». И Тони остался, таким образом, не понят…
А между тем возникает ощущение, что Кэй был, возможно, не так уж неправ. Некоторые идеи первоначального варианта сценария, написанного дебютантом Дэвидом МакКенной, которые так и не увидели свет, кажутся более глубокомысленными и оригинальными. Например, неожиданная развязка, когда Дерек, узнав об убийстве Дэнни темнокожим подростком в школьном туалете, принимается прямо там обривать себе голову в знак возвращения в стан скинхедов. Хотя и предложенная «американская история Икс» может поразить многим. Актёр-ветеран Стэйси Кич очень выразителен в образе мистера Александера, «последней надежды белого населения Америки»1, – интеллектуала-манипулятора, чужими руками загребающего жар и словно купившего себе место в Истории. Точен и анализ социально-психологических причин появления на свет таких личностей, как Дерек, обретающих внутреннюю готовность примкнуть к ультраправым экстремистам задолго до того, как знакомятся с трудами Гитлера или практикой его верных последователей. Гораздо опаснее бытовой расизм и шовинизм, исповедуемый – часто безотчётно – внешне благопристойными гражданами за семейным ужином. Такими, как старший Винйард. И всё-таки не могу не заметить, что в осмыслении самого феномена неонацизма картина, на мой взгляд, несколько уступает некоторым менее известным произведениям, причём не только западным (западногерманскому «Поезду в ад» /1993/, американскому «Фанатику» /2001/), но и даже отечественным «перестроечным» драмам вроде «Меня зовут Арлекино» /1988/ и «Луна-парка» /1992/. Не говоря уже про шедевр «Обыкновенный фашизм» /1965/! Другое дело, что авторам – не станем уточнять, кому именно – удалось нечто большее. Нелинейно, с введением развёрнутых ретроспекций, выстроенная композиция ленты позволяет передать необычное настроение, а главное, донести до зрителя важную мысль. Именно продемонстрированный исход закономерен, обнажая механику распространения вируса ненависти – в обществе и в самой природе. От содеянного откреститься нелегко, если вообще возможно. Ибо ещё в Библии сказано: посеешь ветер – пожнёшь бурю…
.