Кон-Тики / Kon-Tiki (2012)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (номинации на «Оскар», «Золотой глобус», приз зрительских симпатий Европейской киноакадемии).

Другие названия: «Путешествие «Кон-Тики» / «Экспедиция на «Кон-Тики» (варианты перевода названия).

Великобритания, Норвегия, Дания, ФРГ, Швеция.

Продолжительность 118 минут.

Режиссёры Йоахим Роннинг, Эспен Сандберг.

Авторы сценария Петтер Скавлан.

Композитор Йохан Сёдерквист.

Оператор Гейр Хартли Андреассен.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, биографический фильм, драма, исторический фильм

Тур Хейердал (Пол Сверре Хаген), потративший несколько лет жизни на сбор данных по выдвинутой им оригинальной гипотезе, гласящей, что Полинезия заселялась народами из Южной Америки, а не с запада, сталкивается с нежеланием издательств публиковать научный труд. Он решает пойти на отчаянный шаг, доказав, что такое путешествие возможно, причём на плотах из древесины бальзы, которые умели строить коренные обитатели региона. Несмотря на то, что затею считают форменным самоубийством, этнограф находит верных соратников. Экспедиция предстоит крайне тяжёлая и рискованная.

Также в ролях: Андерс Босмо Кристиансен (Герман Ватцингер), Густаф Скарсгард (Бенгт Даниельссон), Одд Магнус Уильямсон (Эрик Хессельберг), Тобиас Зантельман (Кнут Хаугланд), Якоб Офтебро (Турстейн Робю), Агнес Киттелсен (Лив Хейердал).

Кон-Тики / Kon-Tiki (2012): кадр из фильма

Люди, слабо разбирающиеся в документалистике, нередко удивляются и даже возмущаются, если узнают, что авторы прямо или косвенно спровоцировали течение запечатлённых на плёнку событий. Что уж говорить об инсценировках, вообще-то давно пополнивших арсенал приёмов этого вида кинематографа!.. Но как раз «Кон-Тики» /1950/ является идеальным примером «чистого» образчика, поскольку Тур Хейердал, значащийся в титрах режиссёром и сценаристом, собрал фильм из материалов, которые сняли участники подлинной экспедиции. Надо сказать, картина по сей день смотрится с живым любопытством и заставляет искренне сопереживать мореплавателям, стоически преодолевающим испытания. И всё-таки соотечественники выдающегося учёного и просто отважного индивида испытывали к нему слишком большой пиетет, чтобы не попытаться реконструировать научный подвиг ещё раз. Мало того, Йоахим Роннинг и Эспен Сандберг получили в распоряжение рекордный для Норвегии1 производственный бюджет NOK93 млн. (то есть порядка $15,5 млн.). И хотя общемировых кассовых сборов ($22,8 млн.) не хватило, чтобы компенсировать затраты, картина предсказуемо заняла в национальном кинопрокате первое место, обойдя такие блокбастеры, как «007: Координаты Скайфолл» /2012/ и «Ледниковый период 4: Континентальный дрейф» /2012/, а за рубежом наилучшие показатели пришлись на Россию. Наконец, выдвижение ленты на премии «Оскар» и «Золотой глобус» открыло тандему дорогу на «фабрику грёз» – прямиком в объятия «пиратов Карибского моря».

Это Вам может быть интересно  Борсалино / Borsalino (1970)

Кон-Тики / Kon-Tiki (2012): кадр из фильма

История поведана настолько увлекательно и изобретательно в визуальном плане, что это сделало бы честь и маститому голливудскому профессионалу. Сандберг и Роннинг отчасти из уважения к Хейердалу с товарищами, отчасти по эстетическим соображениям провели съёмки в океане (не в гигантских павильонах с водой). Ненавязчиво введённая компьютерная графика, включая имитацию вертикального движения камеры, поднимающейся всё выше и выше – и уходящей в открытый космос, не разрушает ощущения достоверности. Кинематографистам по традиции предъявили упрёки в неточном представлении некоторых фактов, как научных (коренных полинезийцев изображали статисты с Таиланда), так и биографических. Петтер Скавлан принёс извинения Трине Ватцингер Нарум, признав, что её отец Герман действительно не вёл себя так малодушно (в частности, не умолял капитана перевязать плот тонкой проволокой, опасаясь, что набравшие влаги брёвна перетрут канаты), как показано. Дело в том, что он столкнулся со специфическими драматургическими трудностями, заметив, что путешествие протекало «почти слишком гладко», из-за чего и пришлось выискивать дополнительные конфликты. Но в любом случае самое впечатляющее – борьба с внешними угрозами, возникавшими сплошь и рядом. Природа, способная заворожить своими чудесами (от летучих рыб до китовой акулы и электрических скатов), вместе с тем – сурова, не прощает ошибок, лени, невежества. Тур окрестил плавсредство, сконструированное строго из тех материалов, какими располагали автохтоны полутора тысячелетиями ранее, в честь божества инков Кона, согласно преданию – изгнанного из империи (и забравшего с собой дождь). Он руководствовался не только интересом исследователя, но и безграничной верой в человека, способного бросить вызов невзгодам, не удовлетворяющегося отведённой свыше судьбой, стремящегося вырваться за пределы. Только смелым покоряются моря, как пелось в одном замечательном приключенческом фильме.

.

Источник