Маленькая Вера / Malenkaya Vera (1988)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Маленькая Вера» / «Little Vera» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 128 минут.

Режиссёр Василий Пичул.

Автор сценария Мария Хмелик.

Композитор Владимир Матецкий.

Оператор Ефим Резников.

Жанр: драма, мелодрама

Николай Семёнович (Юрий Назаров) и Маргарита Владимировна (Людмила Зайцева) Маринины крайне недовольны поведением своей дочери Веры (Наталья Негода), отучившейся в школе и вроде бы ждущей вызова из училища, но на самом деле — ничего не желающей делать. На дискотеке, закончившейся дракой стенка на стенку и милицейской облавой, девушка знакомится с Сергеем (Андрей Соколов). Она и сама не могла предположить, что мимолётная, ни к чему не обязывающая интимная связь получит продолжение. Вопреки протестам старшего брата Виктора (Александр Алексеев-Негреба) и родителей, Вера отвечает согласием на предложение пожениться и приводит жениха в дом. Назревает конфликт…

Также в ролях: Александра Табакова (Ленка Чистякова), Андрей Фомин (Андрей), Александр Миронов (Толик), Александр Леньков (Михаил Петрович), Вадим Захарченко (пациент в больнице), Геннадий Горячев (друг Виктора), Татьяна Митрушина (мать Андрея), Мария Хмелик (подружка Виктора), Максим Найбине (темнокожий мальчик, брат Лены).

Маленькая Вера / Malenkaya Vera (1988): кадр из фильма

Вот всё-таки ирония истории… Первая ассоциация, возникающая в массовом сознании, когда по тому или иному поводу вспоминают о «Маленькой Вере», – это показ полового акта, чего прежде в социалистической сверхдержаве (в столь откровенном и детализированном виде) не допускалось. Полагаю, Василий Пичул лукавил, настаивая в интервью, что желал, чтобы зрители относились спокойнее к эпизоду, который действительно драматургически оправдан (в процессе соития невеста успевает попенять жениху за грубоватое обращение с папой и мамой и ещё признаться, что солгала про беременность). Без соответствующих кадров соизмеримого ажиотажа публики (место лидера сезона с 56 млн. проданных билетов на серию) точно бы не последовало, а Наталья Негода1, признанная лучшей актрисой года читателями журнала «Советский экран», не снискала бы статуса секс-символа. Мало того, благодаря международному успеху фильма (даже в заокеанском прокате кассовые сборы составили $1,3 млн.) ей вскоре поступило предложение принять участие в эротической фотосессии, опубликованной в журнале – в майском номере за 1989-й. И позже артистка не без сарказма поведала в интервью о том, какие указания давал (на съёмках криминальной ленты «Назад в СССР» /1992/ совместного производства) американец Деран Сарафян: «Наташа, ты особо не напрягайся, делай всё, как в «Маленькой Вере», и довольно». Кто-то наверняка захочет порассуждать о несправедливости…

Маленькая Вера / Malenkaya Vera (1988): кадр из фильма

Дальнейшая судьба Пичула сложилась достаточно успешно – но, пожалуй, лишь в финансовом отношении. Наибольший резонанс вызвали телевизионные «Куклы» /1994-97/, кинематографические же проекты (даже весьма амбициозные, как «Мечты идиота» /1993/ и «Небо в алмазах» /1999/) – неизменно оставались в тени давнего кинохита. При желании некоторые элементы будущего замысла обнаруживаются ещё в ранних, короткометражных постановках («Вы чьё, старичьё?» /1982/ и «Хочу тебе сказать…» /1986/), однако потребовался талант дражайшей половины Марии Хмелик2, чтобы разрозненные наблюдения сложились в стройную, внутренне непротиворечивую картину нравов. Притом что, вопреки первоначальным опасениям, никаких препонов сверху авторам не чинилось (скорее, наоборот!), на многих рядовых посетителей кинотеатров произвела негативное, а то и резко отталкивающее впечатление не столько смелость в освещении интимных отношений свежеиспечённых жениха с невестой, сколько общая безысходная атмосфера. И вправду надо было обладать специфическим видением окружающей реальности, чтобы обрисовать обстановку в богатом портовом городе (съёмки велись в родном для Василия Жданове, вскоре переименованном в Мариуполь) в таких мрачных красках. Причина – отнюдь не в материальных трудностях, коих сроду нет не только у вериного воздыхателя Андрея, в гости к которому друзья сходятся посмотреть дорогущий «видик»: сами Маринины живут в достатке, пусть это и выражается по преимуществу в чисто обывательских привычках. Но в чём тогда?

Это Вам может быть интересно  Мертвец / Dead Man (1995)

Маленькая Вера / Malenkaya Vera (1988): кадр из фильма

Не стану кривить душой и заявлять, будто пичуловская постановка принадлежит к числу моих любимых кинопроизведений. Было, видимо, неизбежно, что в первую очередь найдёт отклик внешний, рассчитанный на эпатаж (да и не лишённый толики спекулятивности) пласт, вскорости оформившийся в своеобразную эстетику, ставшую знаменем поздней «перестройки», получив ироничную, но очень точную характеристику – «чернуха». Вместе с тем нельзя утверждать и того, что остался без внимания спектр проблем, затронутых создателями, а по истечение значительного временного промежутка представляющихся ещё актуальнее. Кульминацией становится сцена стихийной бытовой ссоры на дне рождения Николая Семёновича, завершившаяся поножовщиной на кухне. Но и до инцидента, заставившего родителей с испугу умолять дочь убедить пострадавшего не сообщать правду следователю, дела обстояли, мягко говоря, неидеально. Между прочим, почти сразу заметили, что название в титрах написано без прописных букв, что как бы намекает на значение имени главной героини, чему резонно давалось пояснение: вера не бывает «маленькой» или «большой», альтернатива вере – безверие. Вера своим обликом, явно отмеченным влиянием имиджа «звёзд» западной музыки (вроде Мадонны, Джоан Джетт или Си Си Кетч, «готический» видеоклип на композицию которой, , как раз смотрят в квартире Андрея), поступками, манерой говорить выражает одно: нет в сердце веры никому, ничему и ни во что. Мало того, и интересов-то у девушки особых не наблюдается. Она подала заявление в училище связи банально за компанию с Леной, тоже ко всему безразличной. Да и окружение подруг, включая Сергея, выглядящего настоящим интеллектуалом на общем унылом фоне, по большому счёту – такое же. Наконец, сравнение с представителями старшего поколения (представителями типичными) приводит к совсем грустным выводам: те, сколько бы ни брюзжали на кровинушку за очередным застольем с водкой и закуской, не лучше.

Маленькая Вера / Malenkaya Vera (1988): кадр из фильма

Пичул и Хмелик дают остроумную «подсказку», никак формально не связанную с основным сюжетом: на берегу моря подражающему товарищам юноше наносят на грудь татуировку с Распятием. Мол, в глубине души у молодёжи ещё сохраняется тяга к вере во что-то светлое, пусть и принимающая форму следования очередному поветрию. Но само возникновение в «перестройку» моды на религию (вкупе с какой-нибудь йогой, к которой Елену приобщил Михаил Петрович, ухажёр в возрасте) стало тревожным симптомом дискредитации привычных, официально провозглашённых общественных идеалов. На вопрос избранника, к чему она стремится, Вера без запинки отвечает зазубренным в школе лозунгом: «Цель, Серёжа, у нас одна – коммунизм». Произносит фразу с такой интонацией, что очевидно её полнейшее безразличие не только к официальной идеологии, но к самой необходимости задумываться над какими бы то ни было жизненными устремлениями. Даже над прозаичными желаниями, например, разбогатеть, взявшись за разведение кроликов, или попытаться пробиться в столицу, где устроился старший брат. В этом смысле чрезвычайное происшествие сыграло… неоднозначную роль – хотя бы вывело из состояния апатии, демонстративного пренебрежения ко всему и вся. Девушка даже признаётся находящемуся на излечении в больнице суженому в любви, пусть её слова и вызывают скепсис. Трагическая развязка с гибелью отца, чьё сердце не выдержало обилия алкоголя и нервного напряжения, лишает последней надежды – надежды на парадоксальную маленькую веру.

.

Источник