Игры разума / A Beautiful Mind (2001)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (премии «Оскар», «Золотой глобус», номинация на премию «Золотой орёл»).

Другие названия: «Прекрасный ум» / «Прекрасный разум» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 135 минут.

Режиссёр Рон Ховард (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).

Автор сценария Акива Голдсман (премии «Оскар» и «Золотой глобус») по книге Сильвии Насар.

Композитор Джеймс Хорнер (номинации на «Оскар», «Золотой глобус», «Грэмми»).

Оператор Роджер Дикинс.

На премию «Оскар» также номинировались: Майк Хилл, Дэниел П. Хэнли (монтаж), Грег Кэнном, Коллин Каллаган (грим).

Жанр: биографический фильм, драма

Джон Нэш (Рассел Кроу, номинация на «Оскар») ещё в годы учёбы в Принстонском университете, отказываясь идти на компромисс, опубликовал работу, внёсшую огромный вклад в развитие математических методов в экономике. Со временем репутация Нэша как одного из талантливейших учёных только укрепилась, и в свете этого предложение агента ЦРУ Уильяма Парчера (Эд Харрис) поработать на правительство, ведущее тотальную войну с коммунизмом, показалось вполне логичным. Вот только…

Также в ролях: Дженнифер Коннелли (Алисия Нэш, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), Пол Беттани (Чарльз Герман), Адам Голдберг (Сол), Кристофер Пламмер (Роузен), Джош Лукас (Мартин Хэнсен), Джадд Хирш (Хелинжер), Энтони Рэпп (Бендер), Вивьен Кардоун (Марси), Джейсон Грей-Стэнфорд (Эйнсли Нильсон).

Игры разума / A Beautiful Mind (2001): кадр из фильма

Пожалуй, в высказываниях о том, что «Игры разума», успешный мейнстримовский проект1, чересчур напоминают «независимый» фильм «Пи» /1998/ и лишь излагают подозрительно созвучную историю на языке, доступном для массового зрителя, есть доля истины. Тем более что Рон Ховард и сценарист Акива Голдман, адаптировавший для экрана книгу Сильвии Назар, местами не скрывают перекличек с лентой Даррена Аронофски – и даже в приглашении Дженнифер Коннелли2, сыгравшей в следующей работе режиссёра-авангардиста («Реквием по мечте» /2000/), видится особый умысел. Однако подобные изыскания сами по себе могут навеять ассоциации с одержимым поведением героя-гения, страдающего помутнением сознания. Достаточно обратить внимание, что в оригинальном названии фильма использован неопределённый артикль, словно авторы желали поведать о «прекрасном разуме» – всего лишь одном из многих.

Это Вам может быть интересно  Гаттака / Gattaca (1997)

Игры разума / A Beautiful Mind (2001): кадр из фильма

В том и кроется отличие! Нет, никто не стремился подвергнуть сомнению исключительность достижений Нэша, даже если кинематографическая иллюстрация его знаменитых научных выкладок (прежде всего из теории игр) напрасно, думается, носит столь наглядный, пояснительный характер. Рассел Кроу, приблизившийся к виртуозному мастерству Дастина Хоффмана в образе тоже одарённого аутиста Рэймонда, создаёт проникновенный, выразительный портрет уникального человека, даже факт душевного недуга которого (словно в подтверждение гипотезы Чезаре Ломброзо о связи гениальности с помешательством!) кажется неотъемлемой чертой личности. «Типичность» поведанных событий в другом. В отличие от «Пи», «Игры разума» не просто привязаны к конкретному социально-психологическому климату, но, будучи основаны на фактах, представляются на редкость точной картиной одной из ключевых эпох в истории США, а опосредованно – и всего мира. Прежде всего имеется в виду «холодная война», достигшая пика истерии в мрачный период «маккартизма». В качестве агента ЦРУ, от лица Правительства поручающего учёному расшифровывать «тайные коды коммунистов», выступает некто Парчер, которого Джон рассеянно называет «Большим братом»3, но который внешне (очень точен Эд Харрис) – совершенно не выделяется из толпы. По мысли Ховарда, феномен Нэша оказался порождением своего времени, что распространяется не только на фундаментальные математико-экономические открытия. Его «прекрасный разум» проявил поразительную, идиосинкразическую чуткость к фобиям коллективного бессознательного, буквально материализовав самых страшных и опасных демонов, подспудно одолевавших западное общество. Это обусловливает злободневность фильма, предлагающего не верить глазам своим, но зреть в корень, осторожно подводя к глубокомысленному выводу о том, что проблемы (по крайней мере многие) настоящего уходят корнями в прошлое. Демоны, как не без грустной иронии отмечает уже умудрённый опытом Джон, по-прежнему не никуда не сгинули – только теперь он научился, найдя верное, математически безупречное решение, не обращать на них внимание и держать тем самым неведомые силы под контролем.

.

Источник