Эта прекрасная жизнь / It’s a Wonderful Life (1946)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Эта чудесная жизнь» / «Эта восхитительная жизнь» (варианты перевода названия), «Величайший дар» / «The Greatest Gift» (фальшивое название), «Эта прекрасная жизнь» Фрэнка Капры» / «Frank Capra’s It’s a Wonderful Life» (полное название).

США.

Продолжительность 130 минут.

Режиссёр Фрэнк Капра (номинация на «Оскар»).

Авторы сценария Фрэнсис Гудрич, Альберт Хэккетт, Фрэнк Капра по сюжету Филипа Ван Дорена Стерна, автор дополнительных сцен Джо Сверлинг, при участии (без указания в титрах) Майкла Уилсона.

Композитор Дмитрий Тёмкин.

Операторы Джозеф Ф. Байрок, Джозеф Уокер, Виктор Милнер.

Также на «Оскар» номинировались: Джон Аалберг (звук), Уильям Хорнбек (монтаж).

Жанр: драма, семейный фильм, кинофантазия

В канун первого послевоенного Рождества ангелы на небесах обсуждают Джорджа Бэйли (Джеймс Стюарт, номинация на «Оскар»), обитателя провинциального Бедфорд Фоллс, доведённого трагическим стечением жизненных обстоятельств до мысли о суициде. Джордж — честный, отзывчивый, любящий муж и отец, руководитель небольшой ипотечной компании, который всегда мечтал уехать из родного городка, чтобы увидеть мир, но… На мосту кандидат в самоубийцы, поддавшись благородному порыву, спасает Кларенса Оддбоди (Генри Трэверс), не ведая, что тот является его ангелом-хранителем. Кларенс показывает Бэйли, каким мрачным местом стал бы его Бедфорд Фоллс да и весь мир, если бы Джордж, как того пожелал в сердцах, не появился на свет.

Также в ролях: Донна Рид (Мери Хэтч Бейли), Кэролин Граймс (Зюзю Бейли), Лайонел Берримор (Генри Поттер), Томас Митчелл (дядя Билли), Генри Трэверс (Кларенс Одбоди, ангел второго класса), Бьюла Бонди (миссис Бейли), Фрэнк Фэйлен (Эрни Бишоп), Уорд Бонд (Берт), Глория Грэм (Вайолет Бик), Лиллиан Рэндольф (Энни), Бобби Андерсон (Джордж Бейли в детстве), Сэмьюэл С. Хайндс (Папаша Бейли), Стэнли Эндрюс (мистер Уэлч, без указания в титрах).

Эта прекрасная жизнь / It’s a Wonderful Life (1946): кадр из фильма

Вскоре после окончания Второй мировой войны Фрэнк Капра, внёсший посильную лепту в разгром нацизма, совместно с Уильямом Уайлером и Джорджем Стивенсом основал компанию с красноречивым наименованием . Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы «Эта прекрасная жизнь», оказавшаяся первой (и предпоследней) картиной «независимой» кинофирмы, вышла на экраны спустя неделю после премьеры именно уайлеровского шедевра «Лучшие годы нашей жизни» /1946/, с которым отчасти перекликалась на сюжетно-тематическом уровне. В итоге прокатная плата составила $3,3 млн., едва покрыв значительный ($3,18 млн., а по некоторым оценкам – даже $3,7 млн.) производственный бюджет. Иными словами, Капра сам оказался в непростой ситуации подобно своему Джорджу Бэйли. Он начал медленно сдавать завоёванные позиции, отказавшись от функций продюсера, уйдя на телевидение, а вскоре – вообще удалившись на покой. Однако помощь ангела-хранителя – не иначе! – не обошла стороной одного из подлинно «великих утешителей» (правда, Лев Кулешов вкладывал в выражение иронический, если не саркастический, смысл…) Голливуда. Спустя пару десятилетий благодаря открытию небольшого телеканала «Эта прекрасная жизнь» стала главным фильмом Америки, транслируемым под Рождество, являясь для каждой заокеанской семьи таким же неотъемлемым атрибутом праздника, каким в СССР были новогодние комедии Эльдара Рязанова. А спустя ровно 60 лет после создания Американский киноинститут поместит ленту на первое место в перечне кинокартин, оказавших на человечество наибольшее влияние1.

Это Вам может быть интересно  Шазам! / Shazam! (2019)

Эта прекрасная жизнь / It’s a Wonderful Life (1946): кадр из фильма

Последнее замечание, надо полагать, особенно «порадовало» бы тех аналитиков ЦРУ, что ещё в 1947-м привели капровскую работу в качестве примера проникновения коммунистов в киноиндустрию. Поводом послужила дискредитация образа банкиров и, возможно, анонимное участие в написании сценария «подозрительных» кинодраматургов Далтона Трамбо, Дороти Паркер и Клиффорда Одетса, а вот причиной… На мой взгляд, сложно вспомнить произведение «фабрики грёз», которое бы с большей увлечённостью, страстностью и убедительностью отстаивало социалистические идеалы (вплоть до буквальной иллюстрации поговорки про сто друзей!), которые именно тогда, в атмосфере ликования по случаю общей Победы, казались осуществимыми, как никогда. Речь даже не о политическом устройстве государства. Джордж, счастливый семьянин, любящий и любимый муж, сын и брат, последовательно противопоставляется, как характеризует его сам, «маленькому паучку», действующему, в точности следуя примеру глобальных Пауков, устами своего лидера однажды честно признавшихся: «Дайте управлять деньгами страны, и мне нет дела до того, кто создаёт её законы». Лайонел Берримор воплотил потрясающий собирательный образ теневого заправилы, рьяно (и взаимно!) ненавидящего людей, медленно2, но верно сосредотачивающего в загребущих руках богатство, а также неофициальную, да и официальную, власть, физически немощного и, по сути, обречённого на одинокую смерть и забвение. Однако ещё любопытней, что и Бэйли (в изумительном исполнении Джеймса Стюарта), носитель глубинного жизнеутверждающего начала, поддерживаемый самим Небом, вынужден под давлением обстоятельств, забыв о личной мечте – выучиться на архитектора, трудиться в финансово-кредитной системе. Откровение Капры и товарищей, почти буквально повторенное спустя полвека в финале документального «Духа времени», приобрело с падением Восточного блока лишь большую актуальность. Всегда приходится исходить из конкретных, а не идеальных условий. Дело – в искренности намерений каждого человека, чей вклад трудно переоценить, ибо, по мудрому замечанию ангела Кларенса, жизни людей, как и всё в мире, связаны друг с другом крепче, чем они себе могут вообразить!

.