Пиноккио / Pinocchio (1940)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Пиноккио» Уолта Диснея» / «Walt Disney’s Pinocchio», «Чудесные приключения Пиноккио» Уолта Диснея» / «Walt Disney’s Wonderful Adventures of Pinocchio» (варианты названия).

США.

Продолжительность 88 минут.

Режиссёры Хэмилтон Ласк, Бен Шарпстин (главные режиссёры), Норман Фергюсон, Т. Хи, Уилфред Джексон, Джек Кинни, Билл Робертс (режиссёры сцен).

Авторы сценария Тед Сирс, Отто Энгландер, Уэбб Смит, Уильям Коттрелл, Джозеф Сабо, Эрдман Пеннер, Аурелиус Батталья, Билл Пит (без указания в титрах), Фрэнк Тэшлин (без указания в титрах) на основе сказки Карло Коллоди (в титрах как Collodi).

Композиторы Ли Харлин, Пол Дж. Смит, Фрэнк Черчилл (без указания в титрах), Эдвард Х. Пламб (без указания в титрах).

Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, комедия, семейный фильм, кинофантазия, мюзикл

Джеппетто (озв. Кристиан Раб), чьи старость и одиночество скрашивают лишь непоседливый котёнок Фигаро да золотая рыбка Клео в аквариуме, вырезает из полена марионетку — Пиноккио (озв. Дикки Джонс). Увидев в небе падающую звезду, мастер загадывает, чтобы его творение ожило, не ведая, что добрая Голубая Фея (озв. Эвелин Венэйбл) позволит мечте осуществиться. Однако несмышлёный и любознательный Пиноккио оказывается открыт всем соблазнам и опасностям огромного мира, и даже премудрый сверчок Джимини (озв. Клифф Эдвардс), торжественно возведённый в ранг его совести, не в силах оградить деревянного мальчика от неприятностей.

Роли также озвучивали: Дикки Джонс (также мальчик Александр), Кларенс Нэш (Фигаро / Клио / статуя у Дома хулиганства), Мел Бланк (Гидеон, икота), Уолтер Кэтлетт (Джон Уортингтон Фаулфеллоу, он же Честный Джон), Чарльз Джуделс (Стромболи / кучер), Эвелин Венейбл (Голубая Фея), Фрэнки Дарро (Фитиль), Турль Рейвенскрофт (Монстро), Стюарт Бьюкэнэн (зазывала на Острове Удовольствий), Мэрион Дарлингтон (птицы), Патриция Пейдж (куклы).

Пиноккио / Pinocchio (1940): кадр из фильма

Колоссальные доходы, полученные благодаря «Белоснежке и семи гномам» /1937/, позволили Уолту Диснею построить в калифорнийском городке Бербанк, в районе Буэна Виста, новую роскошную студию – и спустя три года стараниями его подопечных на суд широкой публики был вынесен второй полнометражный мультфильм. «Пиноккио» ожидала не менее счастливая судьба. Картина за первый же год проката многократно компенсировала отнюдь не маленькие ($2,6 млн.) производственные затраты, а повторные выпуски на экраны, в первую очередь в 1984-м и 1992-м годах1, позволили ленте упрочить место среди коммерческих лидеров десятилетия. Символичным оказалось и признание со стороны Американской академии кинематографических наук и искусств, отметивших создателей двумя премиями «Оскар» в основных (а не в «специальной») номинациях – за музыку Ли Хэрлина, Пола Дж. Смита и Неда Вашингтона и, отдельно, за оригинальную песню-лейтмотив на мелодию Хэрлина и слова Вашингтона. Диснеевский «Пиноккио» оказал на «седьмое искусство» огромное влияние, вдохновляя на создание подчас совершенно непохожих произведений – вспомним хотя бы спилберговские «Тесные контакты третьей степени» /1977/!

Это Вам может быть интересно  Деликатесы / Delicatessen (1991)

Пиноккио / Pinocchio (1940): кадр из фильма

Пожалуй, есть доля истины в распространённом мнении о том, что в процессе экранизации знаменитой сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио, история марионетки» /1880/ удалось преодолеть отдельные слабые места, всё-таки наличествовавшие в киноверсии нетленного творения братьев Гримм. Лишь опробованный тогда драматургический приём, когда номинально второстепенные персонажи наделяются кричаще яркими, колоритными и, как правило, потешными характерами, на сей раз реализован во всём своём блеске и великолепии. Этому не только не противоречило, но всячески способствовало разграничение ответственности за отдельные эпизоды между разными режиссёрами, чьей работой руководил, сводя партитуру воедино, точно искусный дирижёр, сам маэстро – правда, при посредстве Хэмилтона Ласка и Бена Шарпстина. Фигаро и Клео, немало забавляющие мелкими бытовыми зарисовками, настолько очаровали зрителей, что спустя три года – стали ведущими действующими лицами в одноимённой короткометражке. Не могу не отметить образы повелительного и алчного тирана-кукловода Стромболи и парочки неунывающих оборотливых жуликов, лиса Дж. Вортингтона Фулфеллоу (‘скверный парень’) и немого2 кота Гидеона, – образы, воспринимаемые исключительно меткими шаржами на типичных капиталистических дельцов разных формаций. Наконец, подлинно гениальной видится линия с Островом Удовольствий (так сказать, анти-Диснейлендом), где отдавшиеся во власть животных инстинктов юные хулиганы неотвратимо обращаются в ослов – и отправляются на принудительные работы. Потрясающая метафора устройства как раз набравшего силу Тысячелетнего рейха, реализованная куда более тонко и неоднозначно, чем накануне, в советском игровом «Золотом ключике» /1939/ Александра Птушко, – проведена параллель с, напротив, благословенной вотчиной победившего социализма. Всё это сообщает истинное благородство порывам души Пиноккио, сполна вознаграждённого за совершаемый подвиг мудрой феей, не позволяя фильму устареть даже в мелочах.

.

Источник