Серпико / Serpico (1973)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

США.

Продолжительность 130 минут.

Режиссёр Сидни Люмет.

Авторы сценария Уолдо Солт, Норман Уэкслер (номинация на «Оскар») по книге Питера Мааса.

Композитор Микис Теодоракис (номинация на «Грэмми»).

Оператор Артур Дж. Орниц.

Жанр: биографический фильм, криминальный фильм, драма, триллер

В 1967-м нью-йоркский полицейский Фрэнк Серпико (Аль Пачино, премии «Золотой глобус» и «Давид ди Донателло», номинация на «Оскар») подал непосредственному начальнику первый рапорт, где сообщалось о превышении полномочий, получении взяток и иных преступлениях, систематически совершаемых рядовыми сотрудниками правоохранительных органов под покровительством руководителей разных уровней. Позже, после неудачных попыток Серпико довести дело до суда, улики были переданы Дэвиду Бернхайму, журналисту газеты , привлекли внимание мэра и в итоге — послужили основой для формирования специального подразделения для проведения внутренних расследований, известного как Комиссия Нэпа (по имени её главы).

Также в ролях: Джон Рэндольф (начальник полиции Сидни Грин), Джек Кихоу (Том Кио), Бифф Макгуайр (капитан Макклейн), Барбара Ида-Янг (Лори), Корнелия Шарп (Лесли), Эдвард Гровер (инспектор Ламбардо), Тони Робертс (Боб Блэр), Аллан Рич (окружной прокурор Герман Таубер), Альберт Хендерсон (Пелус), Джозеф Бова (Поттс), Вуди Кинг-мл. (Ларри), Джеймс Толкан (Стайгер), Бернард Бэрроу (инспектор Рой Палмер), Нейтан Джордж (лейтенант Нейт Смит), М. Эммет Уолш (Галлахер), Ф. Мюррей Абрахам (напарник Серпико, без указания в титрах).

Серпико / Serpico (1973): кадр из фильма

Сидни Люмет практически не отступил от изложенных выше (в синопсисе) фактов, почерпнутых – помимо журнально-газетных репортажей – из документальной книги Питера Мааса. Причём тщательность реконструкции уличных реалий крупнейшего города США, впечатляющее погружение в психологическую атмосферу, царящую в социально неблагополучной среде и в сфере «тупых мещан, которые продажны именно в силу своей принадлежности к среднему классу» (по точным словам американской критикессы Джудит Крайст), резко усиливают ощущение непридуманности происходящего на экране. Если не хроникальности, то – выверенности каждого эпизода, поступка, даже жеста и слова Серпико. В то же время режиссёр при содействии двух одарённых сценаристов разных поколений1, отмеченных номинацией на «Оскар», даёт событиям обобщённо-метафорическое толкование. Драматургическая схема картин 1960-х, посвящённых бунту молодёжи против материально обеспеченного, но морально дискредитировавшегося, насквозь фальшивого буржуазного мира, приобретает особую выразительность при проекции на материалы уголовно-полицейской хроники. Аль Пачино поражает не только уникальным проникновением в характер, абсолютным вживанием в предлагаемые обстоятельства, а прежде всего – умением высветить главное, философски значимое в образе.

Это Вам может быть интересно  Молчание / Tystnaden (1963)

Серпико / Serpico (1973): кадр из фильма

Занимаемая Фрэнком позиция в отношении существующей порочной практики кажется тем принципиальнее и честнее, что свои непосредственные обязанности он исполняет блестяще, проводя операции под прикрытием, – и череда докладов полицейского в штатском (точнее, одетого в лохмотья, небритого и вообще выглядящего, как наркоман или бродяга) воспринимается укором высокопоставленным чиновникам, презрительно прозванным «», ‘квадратами’. Ещё красноречивее эпизод вечеринки несостоявшихся обитателей богемы, где Серпико всё-таки чувствует себя неуютно, интуитивно понимая, что не принадлежит к числу бездельников и неудачников, как собравшиеся. А сугубо внешнее сходство с «хиппи», большей частью разочаровавшимися в выбранном образе жизни (вплоть до атрибутики и символики), сообщает особый смысл истории выходца из бедной итало-американской семьи, не отказывающегося от усвоенных с детства идеалов, даже оставшись один на один с враждебным миром. Кульминации повествование достигает в момент задержания банды наркоторговцев, когда Фрэнк получает серьёзное ранение в голову, будучи откровенно «подставленным» коллегами. И поистине скорбны финальные кадры, на каких Серпико, в сердцах отринувший вожделенный золотой жетон и безучастно выступивший на торжественной церемонии официальных слушаний, находится в добровольном изгнании в Швейцарии, ожидая мести со стороны преступников в униформе.

Серпико / Serpico (1973): кадр из фильма

«Серпико» принято противопоставлять таким заметным полицейским фильмам начала 1970-х, как «Французский связной» /1971/ и особенно «Грязный Гарри» /1971/, наряду с которыми лента вызвала немалый зрительский интерес2, воспринимаясь, в свою очередь, антитезой жанровым образчикам предшествующего периода. Только разница – не в воссоздаваемых на экране реалиях, но исключительно во взгляде на криминальную жизнь современных мегаполисов Америки и вообще Запада. Для Люмета неприемлема объективированная, очищенная от прямой моральной оценки позиция Уильяма Фридкина, на деле – косвенно оправдывавшего даже нелегальные методы полиции, зачастую борющейся с преступностью её же способами. А тем более – точка зрения Дона Сигела, обнаружившего уклон вправо, критикуя излишнюю либеральность уголовного кодекса. Даже признавая неизбежность поражения индивидуалиста и моралиста Серпико, посмевшего объявить бой системе, режиссёр не может не восхититься мужеством и чувством гражданского долга Фрэнка, фактически, а не номинально внёсшего лепту в совершенствование социального механизма.

.

Источник