Безумные годы / Lude godine (1977)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Сумасшедшие годы» / «Пришло время любить. 1-я серия» (варианты перевода названия), «Безумные годы» / «Foolish Years» (международное англоязычное название).

Югославия.

Продолжительность 83 минуты.

Режиссёр Зоран Чалич.

Автор сценария Зоран Чалич.

Композитор Корнелие Ковач.

Оператор Миливое Миливоевич.

Жанр: драма, мелодрама, комедия

Старшеклассник Боба (Владимир Петрович) знакомится на танцах с Марией (Риалда Кадрич), что становится началом трогательных романтических отношений. К сожалению, они допускают неосторожность — и девушка узнаёт, что забеременела. Как отреагирует избранник? А что скажут родители, друзья, учителя?.. Возлюбленным предстоит преодолеть массу житейских преград — преодолеть вместе.

Также в ролях: Драгомир Боянич (Живорад «Жика» Павлович), Велимир «Бата» Живоинович (доктор Неделькович), Любиша Самарджич (доктор Лазович), Дара Каленич (Дара Павлович), Милан Срдоч (Миге), Марко Тодорович (Милан Тодорович), Елена Жигон (Елена Тодорович), Илонка Догнар (Косминица), Предраг Тасович (Комсия).

Безумные годы / Lude godine (1977): кадр из фильма

Если не принимать в расчёт некоторые вестерны, всё-таки являвшиеся копродукцией с другими (к слову, капиталистическими) государствами, фильмы Зорана Чалича стали самыми популярными кинолентами СФРЮ в советском прокате. Именно «фильмы», поскольку «Безумные годы» были объединены со второй частью под общим названием «Пришло время любить» и выпущены на экраны как две серии, обеспечив результат по 37,6 млн. зрителей на каждую1. Можно сказать, это стало уникальным для нас примером применения принципа сдвоенного киносеанса («» или «»), достаточно широкого практиковавшегося на Западе. Конечно, не обошлось без купюр: в частности, изъятию подверглась сцена выступления перед старшеклассниками доктора Недельковича с лекцией об особенностях полового созревания (хотя упоминание о ней в диалоге осталось), но в основном сокращения носили редакторский, а не цензурный характер – проводились для обеспечения нужного хронометража. В любом случае говорить о «поправлении» смысла произведения (как это произошло с шедевром «Конформист» /1970/ Бернардо Бертолуччи) я бы не стал.

Безумные годы / Lude godine (1977): кадр из фильма

Почти наверняка найдутся желающие объяснить успех «Безумных лет» в Советском Союзе обращением к «неудобному» вопросу – беременности старшеклассницы, повергнувшей в шок и подтолкнувшей к совершению импульсивных поступков. Но, во-первых, тема была прямо затронута в «Школьном вальсе» /1979/ (причём в художественном отношении Павел Любимов превзошёл зарубежного коллегу), а уж косвенно – гораздо раньше, в драме «А если это любовь?» /1962/ Юлия Райзмана. Во-вторых же, Чалич сохраняет предельную деликатность, не спекулируя на любопытстве обывателей к эротике и не позволяя себе сальных шуточек. Картина кажется в первую очередь мелодрамой, максимум – лирической комедией, притом что в дальнейшем режиссёр-сценарист привносил всё больше юмора (подчас, увы, отдававшего пошлостью). Наконец, куда существеннее то обстоятельство, что киносериал получил признание публики и в других странах, начиная с самой Югославии, где по-прежнему значится среди главных народных хитов.

Это Вам может быть интересно  Чужие среди нас / They Live (1988)

Безумные годы / Lude godine (1977): кадр из фильма

Зоран, чьи ранние работы не вызвали никакого интереса, на редкость точно уловил чаяния подрастающего поколения, до которого докатились отголоски «сексуальной революции». Друзья спокойно рассматривают глянцевый журнал с обнажёнными красотками и сходятся во мнении, что докладчик (папа Буле, товарища из их компании) не поведал ничего нового. Кинематографисты правы, полагая, что сладость запретного плода скоро приестся, а вот отношения, если держатся на крепких чувствах, останутся. Боба и Мария, столкнувшись с нерядовыми житейскими трудностями, ведут себя далеко не образцово. Страх перед реакцией взрослых (родителей и учителей) в какой-то момент достигает таких масштабов, что оптимальным решением представляется сделать подпольный аборт… Вместе с тем авторы явно не склонны драматизировать ситуацию, хотя необдуманный шаг не остался без последствий для здоровья. Мало того, и осуждать своих героев не спешат, понимая, что от ошибок не застрахован никто. В конце концов на ошибках учатся! И уж точно жизнь не ведает остановки. Владимир Петрович и Риалда Кадрич, моментально прославившиеся, составили замечательный романтический дуэт.

.

Источник