«Синдром таксиста»: откуда берется склонность зарабатывать на чужой беде (и почему так делают не все)

баннерная реклама в интернете

Конечно, такого синдрома на самом деле не существует. Но все мы хорошо знаем, что теракты, стихийные бедствия или даже обычная метель — повод хотя и не для всех, но для многих водителей взвинтить цены. Так откуда у них эта склонность?

Каждый человек индивидуален. Точно так же, как не существует двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев (во всяком случае на сегодняшний день дактилоскопия в этом совершенно уверена), у нас есть уникальные физические и психические признаки. Родинка на шее. Шрам над бровью. Чуть более глубокая, чем все остальные, морщинка под левым глазом. Привычка накручивать волосы на палец, когда размышляем о чем-то. Или закусывать губу, когда нужно сосредоточиться.

Поэтому пытаться объяснять какие-то поступки, даже если они повторяются часто, нужно только с учетом бэкграунда каждой отдельно взятой личности. Тем не менее, психологи все время собирают частности в общее, пусть и с оговорками. Поэтому несколько причин привычке зарабатывать на беде они тоже нашли.

Причина первая — страх

Прежде всего, на подобное поведение людей толкает страх. Животный или не очень, в зависимости от масштаба случившегося. Все развивается по понятной биологической спирали: человек испытывает сильный стресс, в его организме начинают вырабатываться гормоны кортизол, адреналин и окситоцин, включается реакция «бей, беги или замри». 

В ситуации повышенной опасности, даже если беда случилась не с нами самими, а произошла где-то рядом, отключаются центры мозга, ответственные за логику и принятие решений. Мы теряем способность рационально мыслить и начинаем действовать, чтобы скорее оказаться в более комфортном состоянии. 

Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
— Яндекс Дзен
— Телеграм
— ВКонтакте

У каждого человека свои способы быстро справиться со страхом. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) может бесконечно долго говорить о том, что самый правильный путь — это качественный сон, прогулка на свежем воздухе или сбалансированный ужин. Но в первую очередь, как правило, мы выбираем что-то быстрое, что поможет здесь и сейчас:

  • Ведро мороженого или пачку чипсов. 
  • Доступные аддикции, такие как сигареты и алкоголь. 
  • Или, возвращаясь к исходной теме, повышение цены на поездку, которая раньше стоила 500 рублей, до 3500 рублей.

Специалисты говорят, что желание заработать на беде — чаще всего вовсе не желание, а психологическая защита. И к ней стоит относиться так же, как к проклинающим комментариям под новостями на известную тему. Людям страшно, людям больно, но они не умеют выразить свой страх иначе, кроме как призывать «есть младенцев» или сжигать кого-то на костре. 

Понятно, что такую реакцию сложно назвать адекватной. И понятно, что читать все это может быть не менее страшно и не менее больно. Но каждый человек имеет право справляться со страхом так, как он может. А мы не можем его в этом винить.

То же и с условным таксистом. У человека есть машина, человек может отвести другого человека из точки А в точку Б, и человек волен устанавливать за эту поездку цену, которую ему хочется установить. А если кто-то не согласен с заявленной стоимостью, он может либо пройтись пешком, либо поискать другого водителя.

Это Вам может быть интересно  «Зовите меня мамочкой»: что не так с женщинами, которые покупают кукол-младенцев (мнение психолога)

Причина вторая — подушка безопасности

Еще одна древняя установка, которая может здесь работать, — желание обеспечить семью «пропитанием». Критические и кризисные моменты всегда связаны у нас в голове с неопределенностью будущего. Мы не понимаем, будет завтра гречка стоить 50 рублей или 50 долларов. Получится ли вообще достать эту гречку. А если достать будет сложно, сколько придется заплатить сверху. 

Пример с гречкой, конечно, тоже условный. Но суть его в том, что когда человеку страшно и опасно, он думает о том, как защитить себя и близких хотя бы на первое время. Для нашего древнего предка такой защитой мог быть убитый хищник, которым он не поделился с другими членами племени. Для современных людей это материальные блага, которые позволят достать и купить даже то, с чем может быть сложно.

Взвинчивание цен на услуги в таком случае — просто способ формирования финансовой подушки. Как говорится, ничего личного, просто бизнес.

Причина третья — законы рынка

Наконец, нельзя забывать о базовом законе рынка — балансе спроса и предложения. Если спрос выше, чем количество предложенных вариантов, тот, кто предлагает, может устанавливать свои правила. Примерно это сейчас происходит с гигиеническими прокладками, которые пропали из всех магазинов (а там, где остались, их можно приобрести по цене крыла самолета). 

С таксистами ситуация похожая, но более сложная. И не только с таксистами, но и со всеми теми, кто зарабатывает на беде. На самом деле, копнем глубже, такой человек хочет увеличить свою прибыль не за счет беды, а за счет повышенного предложения. Если убрать из уравнения причину, по которой предложение повысилось, то ни один финансист или экономист не взялся бы его критиковать.

Почему не все к этому склонны

Когда речь заходит о чем-то подобном, многие люди задаются вопросом: «Но почему так делают не все? Почему в тех же критических ситуациях многие таксисты вообще не брали денег с пассажиров?» Действительно, так поступают не все. Но дело здесь не в какой-то склонности или предрасположенности, а в сумме факторов.

На все перечисленные выше причины можно посмотреть, как мы упоминали в самом начале, с позиции отдельно взятого человека. Кто-то довольно эффективно противостоит стрессам и может унять свой страх, а кто-то не может. У кого-то двушка в пределах кольца, а кто-то приехал в другую страну на заработки и живет в хостеле. У одного предпринимательская жилка выигрывает в схватке с нормами морали, а у другого — наоборот. 

Есть очень хорошая фраза: «Никогда не осуждай незнакомого человека за его действия. Ты не знаешь, через что он прошел и какие преграды преодолевает внутри себя». И к тем, кто, как тебе кажется, пытается заработать на чужой беде, это вполне применимо. Возможно, ты думаешь, что никогда бы так не поступила. Но, с другой стороны, ты не знаешь, как бы ты поступила, если бы проживала его жизнь.

Источник