Забриски-пойнт / Zabriskie Point (1970)

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Забриски Пойнт» / «Гиблое место» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 113 минут.

Режиссёр Микеланджело Антониони.

Авторы сценария Микеланджело Антониони, Франко Россетти, Сэм Шепард, Тонино Гуэрра, Клэр Пиплоу по сюжету Микеланджело Антониони.

Композиторы Джерри Гарсия, группа .

Оператор Альфио Контини.

Жанр: драма

Марк (Марк Фрешетт) становится подозреваемым в убийстве полицейского, произошедшего во время одной из студенческих демонстраций протеста, хотя даже не успел достать револьвер, причём в ответ на пальбу блюстителей порядка. Он сбегает, а вскоре — угоняет легкомоторный самолёт. Молодой человек замечает с воздуха одинокую девушку (Дэрия Хэлприн) на автомобиле. Это Дэрия, секретарша руководителя компании Ли Аллена (Род Тейлор), которая приехала в поисках идеального места для медитации. Чем закончится случайная встреча, состоявшаяся в Забриски-пойнт, неподалёку от калифорнийской Долины Смерти?

Также в ролях: Пол Фикс (владелец придорожного кафе), Кэтлин Кливер (Кэтлин), Г. Д. Спрэдлин (партнер Ли), Билл Гарауэй (Морти), актёры Открытого театра Джо Чайкина, Харрисон Форд (задержанный студент, без указания в титрах), Филип Бейкер Холл (владелец закусочной, без указания в титрах).

Забриски-пойнт / Zabriskie Point (1970): кадр из фильма

Константин Огнев, выдающийся кинопедагог и талантливый киновед, рассказывал о курьёзном случае, имевшем место на VIII Московском международном кинофестивале. Правообладатели «Забриски-пойнт» тогда согласились предоставить фильм для показа вне конкурса – с условием, что не будет произведено никаких купюр. Советские киночиновники пошли на это, но… недоучли продвинутости киномехаников, изловчившихся вырезать несколько знойных эротических кадров. По слухам, скандал удалось замять, ограничившись уплатой предусмотренного договором штрафа. Не менее любопытно, что знаменитый эпизод, когда Марк и Дэрья сливаются на песке в страстных объятьях – и вот уже опалённые солнцем окрестности заполоняют десятки пар, предающихся «свободной любви», стал причиной пристального интереса заокеанских правоохранительных органов ещё во время съёмок. Впрочем, дело о нарушении закона Манна, принятого в 1910-м году, в итоге закрыли за отсутствием состава преступления. Руководители и продюсер Карло Понти явно надеялись, что пылкие, будоражащие воображение образы поспособствуют массовому (если с налётом скандальности – тем лучше!) успеху, памятуя, какой ажиотаж спровоцировала раскованная сцена в «Фотоувеличении» /1966/. Расчёт совершенно не оправдался: кассовые сборы составили $900 тыс., покрыв крайне незначительную часть огромных производственных расходов в размере $7 млн. То, что ленту теплее встретили в Западной Европе1, помогло не сильно.

Забриски-пойнт / Zabriskie Point (1970): кадр из фильма

Микеланджело Антониони считал (не без глубоких к тому оснований!) «сексуальную революцию» слишком важной приметой времени, чтобы стеснительно обойти яркий феномен молчанием. Но это составляет лишь фрагмент истории двух поборников ценностей, поднятых на щит поколением бунтарей. То же самое относится к рок-музыке, на сей раз задействованной гораздо шире: от мрачных, навевающих апокалиптическое настроение пинкфлойдовских сочинений до композиций Роя Орбисона, групп , , … Именитый кинематографист подвергся нападкам со стороны заокеанской прессы (представленной в том числе видными интеллектуалами отнюдь не охранительных взглядов) за то, что, будучи иностранцем, позволил себе резкие, обидные антиамериканские выпады. Сравнение даже с лучшими постановками на ту же тему голливудских коллег (например, Артура Пенна и Ричарда Раша) показывает, что маэстро напрочь отринул компромисс в виде юмора, всё-таки смягчающего остроту конфликта, или романтизации образов юных мятежников, оккупировавших кампусы и жёстко разгоняемых хорошо экипированными стражами порядка. За частностями (вроде послужившего толчком рождению замысла подлинного инцидента с «заимствованием на время» легкомоторного самолёта, обернувшимся убийством угонщика полицейскими) он усмотрел нечто более грустное и страшное. Марк и Дэрья читают на табличке о том, что в Забриски-пойнт остались лишь залежи солей и мела, а озёра – давным-давно (от пяти до десяти миллионов лет тому назад) высохли. По завершении сеанса волей-неволей не покидает ощущение, что Соединённые Штаты превратились в гиблое место.

Это Вам может быть интересно  Займёмся любовью / Let’s Make Love (1960)

Забриски-пойнт / Zabriskie Point (1970): кадр из фильма

Жаркие, безостановочные полемики в университетских аудиториях студентов разных убеждений, цвета кожи, социального происхождения и материального достатка, конечно, говорят о росте напряжённости, о желании молодёжи усилием воли изменить мироустройство. Но насколько их устремления реалистичны? К чему приведут, кроме массового задержания с последующим нудным оформлением административного правонарушения?.. Антониони позволяет вдосталь «насладиться» колоссальным грузом, подминающим сознание всякого, кто ступает на землю Америки. Нескончаемая череда вывесок, рекламных плакатов, баннеров обрушивается на несчастного индивида, уже не способного выкарабкаться из пучины общества потребления. Хозяева жизни же, проводящие совещания и переговоры в комфортабельных офисах, продолжают как ни в чём не бывало обсуждать многомиллионные сделки, предполагающие дальнейшее освоение территории и ресурсов. А то, что респектабельный Аллен (очень точный, заметим, выбор актёра Рода Тейлора) выказывает беспокойство об уехавшей Дэрье, уж скорее, наталкивает на мысль об их интимной связи. Некоммуникабельность, изученная Микеланджело в Старом Свете, со всей очевидностью обнаруживается и за океаном, мало того, достигла там размахов, граничащих с абсурдом. Накопившиеся противоречия между поколениями, классами, расами настолько велики, что не могут завершиться иначе, как глобальным крахом. Девушка, услышав по радио о гибели Марка, даёт волю безудержной ненависти – и красивейшее здание разлетается в щепы, а следом та же участь постигает вешалку с модной одеждой, столик с телевизором, продукты, книги с газетами и прочие обязательные атрибуты сытого буржуазного бытования. Вот только взрыв происходит в воспалённом воображении героини – и совершенно непонятно, материализуется ли. Между прочим, о проницательности режиссёра косвенно свидетельствуют дальнейшие судьбы ведущих исполнителей, не являвшихся профессиональными актёрами. Их роман, начавшийся на съёмках, продлился недолго. Марк Фрешетт, пожертвовавший гонорар коммуне Форт-Хилл, был арестован в ходе ограбления банка в Бостоне и скончался в тюрьме (в результате несчастного случая), а Дэрья Хэлприн вскоре вышла замуж за Денниса Хоппера, заслуженно воспринимавшегося одним из олицетворений контркультуры. Супруги расторгли брак в 1976-м году.

.

Источник