Полнометражный фильм (премия «Сезар», номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Все утра мира» / «All the Mornings of the World» (международное англоязычное название).
Франция.
Продолжительность 115 минут.
Режиссёр Ален Корно (премия «Сезар», приз Луи Деллюка).
Авторы сценария Ален Корно, Паскаль Киньяр (номинация на «Сезар») по произведению Паскаля Киньяра, автор диалогов Паскаль Киньяр.
Композитор Жорди Саваль (премия «Сезар»).
Оператор Ив Анжело (премия «Сезар»).
Также премии «Сезар» получили: Коринн Жорри (художник по костюмам), Анн Ле Кампьон, Пьер Гаме, Жерар Ламп (звук).
Также на премию «Сезар» номинировалась Мари-Жозефф Йойотт (монтаж).
Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм, музыкальный фильм, мелодрама
Марен Маре (Жерар Депардье), снискавший признание при дворе Людовика XIVв качестве композитора и виртуозного исполнителя на виоле да гамба, вспоминает о времени, когда благоговейно постигал секреты музыки. Юношей (Гийом Депардье, номинация на «Сезар») он был принят в ученики месье Жаном де Сент-Коломбом (Жан-Пьер Марьель, номинация на «Сезар»), после смерти супруги (Каролин Сиоль) предпочитавшим существовать в затворничестве, всецело посвятившим себя делу всей жизни, а вскоре — стал возлюбленным Мадлен (Анн Броше, премия «Сезар»), старшей дочери маэстро. Отношения с учителем складывались крайне непросто…
Также в ролях: Мишель Буке (Боген), Мириам Буайе (Гиньотта), Жан-Клод Дрейфус (аббат Матьё), Кароль Ришер (Туанетта), Ив Гаск (Канье), Ив Ламбрешт (Шарбоннье), Жан-Мари Пуаре (месье де Буре).
Ален Корно ещё «Фортом Саган» /1984/ обозначил намерение если не отойти от поляров, благодаря которым завоевал уважение (в том числе за пределами родной страны), то во всяком случае – попробовать себя в иных жанрах. И всё равно достойно удивления то обстоятельство, что его вершинной постановкой остаётся картина с поэтичным названием «Все утра мира». Последовало признание со стороны не только профессионалов1, но и неожиданно – массовой аудитории. Собрав почти столько же зрителей, сколько упомянутая эпическая драма, – 2,153 млн., лента оказалась самым посещаемым французским фильмом национального кинопроката в сезоне, обойдя несколько искромётных комедий, пусть и уступив шести голливудским кинохитам (начиная с вестерна «Танцующий с волками» /1990/ и боевика «Терминатор 2: Судный день» /1991/). Наконец, не менее приятным сюрпризом стали неплохие кассовые сборы в США и Канаде ($3,1 млн.) и в Великобритании (£0,8 млн.). Кто бы мог подумать, что найдётся такое количество желающих насладиться историей о двух выдающихся музыкантах прошлого, учителе и ученике?..
Не исключено, что ценители творческого наследия Марена Маре и Жана де Сент-Коломба когда-нибудь потребуют официального разбирательства на предмет установления фактов, аналогичного тому, что провели в отношении Антонио Сальери и Вольфганга Амадея Моцарта. Подобно Александру Сергеевичу Пушкину и Питеру Шефферу Паскаль Киньяр лишь оттолкнулся от относительно малочисленных достоверных сведений, дав волю фантазии. Но убедительность его повести (между прочим, опубликованной 31-го декабря 1991-го, по горячим следам премьеры экранизации) и фильма, в сочинении сценария которого писатель принял участие на пару с режиссёром, таковы, что об этом волей-неволей забываешь. Ален преподал отличный урок того, как следует осуществлять адаптацию хорошего литературного произведения, сохраняя верность духу, а по возможности – и букве первоисточника. Даже введение закадрового текста представляется на редкость органичным, что бывает, заметим, нечасто. Корно без видимых усилий добился редкостной слиянности звучащего с экрана слова, изображения (изысканного, но не избыточно роскошного) и, конечно же, музыки, воспринимаемой универсальным языком природы или же – всемогущего Создателя. И тем не менее в центре оказывается человек.
Анн Броше, накануне блеснувшая в образе Роксаны, остававшейся недостижимой мечтой для Сирано де Бержерака, особенно покоряет в заключительной части повествования, когда её героиня, сражённая смертельным недугом, отмеченная печатью болезненной худобы, находящаяся на грани отчаяния, встречается с былым возлюбленным, тоже пребывающим не в лучшей форме (физической и психологической). Марен поступает, мягко говоря, не очень порядочно, лишив Мадлен последней, призрачной надежды, фактически – подтолкнув к суициду… Да и родителю девушек, практически не уделявшему внимания воспитанию дочерей, посвящая почти всё время совершенствованию игры на виоле да гамба и общению с тенью покойной супруги, можно предъявить массу претензий нравственного толка. Вместе с тем авторы призывают нас не спешить с выводами и моральными оценками. А существует ли другой способ добиться благосклонности муз, служение которым не терпит суеты и, увы, требует принести в жертву самое дорогое?! Ибо «все утра мира уходят безвозвратно». Маре должен был доказать суровому наставнику, что не только овладел секретом слышать музыку в окружающем пространстве (в любых звуках и даже в тишине), постиг её предназначение, но и не меньше одержим поиском гармонии – по крайней мере готов, не колеблясь ни мгновения, пожертвовать золотом, славой, статусом придворного композитора. Ученик маэстро, несмотря ни на что, удостаивается более счастливой участи, чем Сальери у Милоша Формана, – слышит похвалу из уст сурового учителя-янсениста, явившегося хотя бы в обличии призрака. Жан-Пьер Марьель исполнил одну из лучших ролей, с равным блеском выступив в тандеме и с Жераром Депардье, и с его сыном Гийомом, который, как ни печально, умрёт ещё молодым, в тридцать семь лет.
.