Влюблённый Тома / Thomas est amoureux (2000)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Тома влюблён» (вариант перевода названия), «Влюблённый Тома» / «Thomas in Love» (международное англоязычное название).

Бельгия, Франция.

Продолжительность 97 минут.

Режиссёр Пьер-Поль Рендер (награды ФИПРЕССИ и Венецианского МКФ).

Автор сценария Филипп Бласбан.

Композитор Игорь Стерпин

Оператор Виржини Сен-Мартен.

Жанр: драма, мелодрама, научная фантастика, комедия

Тома Тома (Бенуа Верхар) страдает крайней формой боязни открытых пространств и уже восемь лет не покидает своей квартиры, благо что денег, заработанных на научном открытии (изобретении трёхмерных колец), хватает на безбедное существование. Всё общение с внешним миром сводится к видеозвонкам по визиофону. По совету психолога (Фредерик Топар) Тома отправляет свои данные в службу знакомств, хотя и понимает, что шансы наладить нормальные отношения с понравившейся девушкой близки к нулю. Более результативным оказывается обращение в заведение, предоставляющее интимные услуги в соответствии с рекомендациями врачей. Ева (Айлин Иай), вынужденная заниматься проституцией в качестве альтернативы тюремному заключению, не верит, что молодой человек с диагнозом агорафобия успел в неё влюбиться. А между тем…

Также в ролях: Магали Пинло (Мелоди), Мишелен Харди (Натали, мать Тома), Александр фон Зиверс (страховой агент), Серж Ларивьер (консьерж), Эрик Касонго (Кен), Доминик Байен (Ванесса), Томас Рендер (Тома в детстве).

Влюблённый Тома / Thomas est amoureux (2000): кадр из фильма

Тимур Бекмамбетов, рассказывая в книге «Скринлайф» (написана в соавторстве с Василием Степановым и Константином Шавловским1) об истоках этого феномена в кинематографе, вспоминает о многих родственных явлениях: от печально известной радиопостановки Орсона Уэллса по мотивам «Войны миров» до таких специфических форматов, как псевдодокументальные фильмы и , то есть «найденная плёнка». Первым же увиденным «чистым» опытом называет «Ноя» /2013/ Уолтера Вудмана и Патрика Седерберга с хронометражем 17 минут, резонно оговариваясь, что мало-помалу новый киноязык апробировался и прежде, в том числе им самим – в «Ночном дозоре» /2004/, в голливудском боевике «Особо опасен» /2008/, в одной из новелл первых «Ёлок» /2010/. Наконец, выход (и не в последнюю очередь – внушительный коммерческий успех) полнометражного хоррора «Убрать из друзей» /2015/ официально положил начало перспективному, стремительно набирающему обороты течению. А между тем было бы неплохо восстановить историческую справедливость, признав пионерами скринлайфа Пьера-Поля Рендера и сценариста Филиппа Бласбана.

Влюблённый Тома / Thomas est amoureux (2000): кадр из фильма

Парадокс ситуации заключается в том, что «Влюблённый Тома» отнюдь не остался незамеченным в момент появления на свет, оказавшись высоко оценённым, частности, на МКФ в Венеции (получив премию ФИПРЕССИ с точной формулировкой «за новаторский киноязык и юмор, идеально соответствующие теме некоммуникабельности») и на престижном фестивале научно-фантастических и страшных кинопроизведений в Жерармере, где удостоился Гран-при. Но тогда, на рубеже веков, картина воспринималась не более чем любопытным эстетическим экспериментом – наподобие цитируемого создателями нуара «Леди в озере» /1947/, где Роберт Монтгомери довёл до предела использование субъективной камеры. Тем поразительнее прозорливость бельгийских кинематографистов, подметивших тревожные тенденции развития общества, которые пока находились в зачаточном состоянии, однако вскоре – разраслись до пугающих пропорций. Рендер и Бласбан, правда, сосредоточились в основном на визуальной составляющей – на видеозвонках, уделив очень мало внимания обмену текстовыми сообщениями (в мессенджерах, социальных сетях и т.д.), важность чего не устаёт подчёркивать Бекмамбетов. Вместе с тем очень интересный эффект порождает чередование разговоров с живыми собеседниками с погружением в виртуальную реальность – приём, гораздо хуже освоенный последователями.

Это Вам может быть интересно  Фокус-покус / Hocus Pocus (1993)

Влюблённый Тома / Thomas est amoureux (2000): кадр из фильма

Впрочем, художественная значимость постановки Пьера-Поля Рендера не исчерпывается техническими открытиями. Даже достаточно амбициозная задача погрузить нас в атмосферу, скажем так, неопределённо недалёкого будущего носила всё-таки подчинённый характер. Распространение визиофонов (заметим в скобках, что прогноз сбылся быстро, с появлением смартфонов и веб-камер для ПК) позволило налаживать коммуникацию дистанционно, что, естественно, не могло не сказаться на логике социального поведения. Вплоть до возникновения причудливой моды на знаки, наносимые на лицо и – мужчинами – на обритые налысо головы! Однако плоды научно-технического прогресса, как это нередко случалось в истории, не столько способствуют решению извечных проблем людей, сколько невольно их усугубляют. Авторы намеренно берут крайнюю ситуацию, показывая обстановку глазами индивида, страдающего агорафобией. Казалось бы, Тома Тома худо-бедно наладил бытование – и, если б не назойливые советы психолога, следующего рекомендациям страховой компании, не стал бы подвергать сомнению пословицу, гласящую: от добра добра не ищут. Однако уже знакомство (после нескольких неудачных попыток) с Мелоди наводит на грустные мысли. В Еву же, несмотря на весьма напряжённо складывающееся общение, он по-настоящему влюбляется. Развязка с решением покинуть персональное убежище, по-видимому, не обещает ничего хорошего, поскольку предыдущая попытка мужчины выйти на улицу едва не привела к летальному исходу. И всё-таки режиссёр неспроста завершает повествование символичным кадром с залитым ярким дневным светом коридором, прозрачно намекая, что, воспылав к женщине высокими чувствами, герой перешёл на новую ступень – от существования к полноценной жизни. Пусть и дорогой ценой…

.

Источник