Одержимость / Whiplash (2014)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Кнут» / «Хлыст» / «Уиплэш» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 106 минут.

Режиссёр Дэмьен Шазелл.

Автор сценария Дэмьен Шазелл (номинация на «Оскар»).

Композитор Джастин Гурвиц (номинация на «Грэмми»).

Оператор Шэрон Меир.

Премии «Оскар» получили: Том Кросс (монтаж), Крейг Манн, Бен Уилкинс, Томас Кёрли (сведение звука).

Жанр: драма, музыкальный фильм

Девятнадцатилетний барабанщик Эндрю Нейман (Майлз Теллер), поступивший в престижную нью-йоркскую Шэфферовскую консерваторию, искренне радуется, когда на него обращает внимание Теренс Флетчер (Дж. К. Симмонс, премии «Оскар» и «Золотой глобус») — дирижёр ведущего оркестра учебного заведения. Мастер предлагает студенту-первогодку место на ударных. Юноша верит, что до исполнения заветной мечты осталось совсем чуть-чуть, не подозревая о суровых, очень суровых методах, практикуемых педагогом.

Также в ролях: Пол Райзер (Джим Нейман), Мелисса Бенойст (Николь), Остин Стоуэлл (Райан Коннолли), Джейсон Блэр (Трэвис), Кавита Патил (Софи), Майкл Коэн (рабочий сцены), Кофи Сирибу (Грег), Сьюанн Споук (тётя Эмма), Деймон Гуптон (мистер Крамер), Эйприл Грейс (Рэйчел Борнхолдт).

Одержимость / Whiplash (2014): кадр из фильма

О крайне неравнодушном отношении Дэмьена Шазелла к музыке в целом и к джазу в частности нетрудно было сделать вывод уже по его дебютной постановке «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» /2009/, задуманной в качестве дипломной работы в период обучения в Гарвардском университете. Начинающий кинематографист параллельно с осваиванием стези кинодраматурга искал возможность осуществить съёмки «Ла-Ла Ленда», однако в итоге взялся за реализацию менее амбициозного, зато глубоко личного замысла. Руководство кинокомпаний и (в числе исполнительных продюсеров – небезызвестный Джейсон Райтман) помогло Дэмьену адаптировать отрывок из сценария в самостоятельную короткометражку, успех которой на кинофестивале «Сандэнс» подтвердил перспективность проекта. В итоге недорогой (с бюджетом в $3,3 млн.) фильм хорошо прошёл по экранам1 и, что ещё важнее, вызвал мощный художественный резонанс. Особенно поразила игра Дж. К. Симмонса, остававшегося, надо полагать, единственным и неповторимым кандидатом на роль, в то время как место Джонни Симмонса занял Майлз Теллер. Не знаю, провоцировал ли режиссёр на пробах состязание на манер Флетчера: согласно официальной версии, решающим оказался опыт барабанщика, наличествовавший у последнего. А ещё артист попадал в аварию и, соответственно, мог опираться на вполне конкретные воспоминания, когда снимался один из наиболее пронзительных эпизодов «Одержимости».

Одержимость / Whiplash (2014): кадр из фильма

Впрочем, устоявшееся у нас название2 представляется не совсем точным. Конечно, Эндрю одержим стремлением сравняться когда-нибудь величием с Чарли Паркером и Бадди Ричем, равно как мэтр – желанием найти однажды по-настоящему талантливого подопечного и помочь самородку продемонстрировать всё, на что способен. Вот только это, думается, не главное. Прямо-таки напрашивающиеся переклички с первой половиной кубриковской «Цельнометаллической оболочки» /1987/, конечно, не лишены оснований, поскольку дирижёр из консерватории практикует на студентах не менее жёсткие (зачастую откровенно издевательские, унижающие человеческое достоинство) методы, чем комендор-сержант Хартман – на новобранцах, готовящихся к отправке во Вьетнам. Прибегает к ‘кнуту’, почти не используя «пряник». Но не продуктивнее ли провести параллели с близкими по тематике произведениями? Из разговоров с понравившейся девушкой Николь, с отцом, из беседы за семейным ужином становится понятно, что Нейман мечтает прорваться на вершину Олимпа славы, почти как траволтовский Энтони Манеро, регулярно поддающийся «лихорадке субботнего вечера». Мистер Флетчер в свою очередь решает примерно те же задачи, что и Зак в исполнении Майкла Дугласа (в «Кордебалете» /1984/), ставящий мюзикл на Бродвее. Вот что происходит, когда сталкиваются две сильные личности, не желающие сдаваться и отступать. Тот случай, когда коса нашла на камень.

Это Вам может быть интересно  Райан Рейнольдс пообещал награду за медведя

Одержимость / Whiplash (2014): кадр из фильма

Просмотр восемнадцатиминутной «Одержимости» /2013/ завершаешь с ощущением неизбежности абсолютного и даже, пожалуй, окончательного поражения ученика, морально раздавленного, расставшегося с прекраснодушными иллюзиями. Финал полнометражной картины режиссёр-сценарист прозорливо оставляет открытым, намекнув на то, что напряжённое соперничество героев продолжается – мало того, далеко от завершения. Развязка не кажется трагической, поскольку мы (вместе с посетителями, пришедшими на концерт в Карнеги-холл) видим результат конфликта – виртуозную, на пределе физических и психических сил игру на ударных инструментах. Но это ни в коей мере не затушёвывает глубинных причин, выходящих далеко за сферу отношений конкретных личностей и за стены вымышленного музыкального учебного заведения. Вслед за Джоном Бэдэмом и Ричардом Аттенборо Шазелл вскрывает суть не просто шоу-бизнеса, а всего современного общества, зиждущегося на культе преуспевания и конкуренции. Безжалостной, безостановочной, изматывающей конкуренции, в которой победа не так уж редко оказывается пирровой – и не приносит истинного удовлетворения. Дэмьен непосредственно столкнулся с чем-то подобным в отрочестве, посещая Принстонскую общеобразовательную школу, где выступал в местном джазовом ансамбле (и имел возможность испытать действенность бескомпромиссных педагогических мер). Но только ли? Журналисты не обошли вниманием то обстоятельство, что постановщик, попав в дорожно-транспортное происшествие и будучи госпитализированным с подозрением на сотрясение мозга, на следующий день тем не менее вернулся на съёмочную площадку – и продолжил работу. Зато фильм увидел свет, а вскоре – предоставился шанс вернуться к отложенному «Ла-Ла Ленду».

.

Источник