Величайшая из когда-либо рассказанных историй / The Greatest Story Ever Told (1965)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Величайшая из всех когда-либо рассказанных историй» / «Величайшая когда-либо рассказанная история» (вариантs перевода названия).

США.

Продолжительность 260 минут (сокращённая версия – 199 минут, версия при повторном выпуске – 141 минута, версия на премьере – 225 минут).

Режиссёры Джордж Стивенс, а также (постановка некоторых сцен; без указания в титрах) Дэвид Лин и Жан Негулеско.

Авторы сценария Джеймс Ли Барретт, Джордж Стивенс в творческом сотрудничестве с Карлом Сандбургом на основе книги Фултона Урслера и работ Генри Денкера.

Композитор Альфред Ньюман (номинация на «Оскар»).

Операторы Лойал Григгс, Уильям С. Меллор (номинация на «Оскар»).

Также на премии «Оскар» номинировались: Ричард Дэй, Уильям Дж. Кребер, Дэвид С. Холл, Рэй Мойер, Фред М. МакЛин, Норман Рокетт (художники-постановщики), Витторио Нино Новарезе, Марджори Бест (художники по костюмам), Дж. МакМиллан Джонсон (специальные визуальные эффекты).

Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм

Ирода Великого (Клод Рейнс) не на шутку пугает появление трёх волхвов, которые направляются в Вифлеем, будучи убеждёнными в рождении Мессии, как о том и сообщали древние пророчества. Но приказ правителя об избиении младенцев не сможет помешать тому, что суждено сбыться… Выросший, Иисус Христос (Макс фон Сюдов) несёт слово Божие людям, исцеляет увечных, наставляет на путь истинный заблудшие души, наконец, величает себя царём царей, хотя и оговариваясь, что Его царствие — не от мира сего. Могут ли позволить подобную дерзость власть предержащие?

Также в ролях: Чарлтон Хестон (Иоанн Креститель), Родди МакДауэлл (апостол Матфей), Дороти МакГуайр (Дева Мария), Джоанна Данхэм (Мария Магдалина), Майкл Андерсон-мл. (брат Иисуса Иаков), Дэвид МакКаллум (Иуда Искариот), Телли Савалас (Понтий Пилат), Мартин Ландау (первосвященник Каиафа), Дональд Плезенс («Тёмный отшельник»), Хосе Феррер (Ирод Антипа), Мэриэн Селдес (внучка Ирода Иродиада), Джейми Фарр (апостол Фаддей), Дэвид Хедисон (Филип), Джон Уэйн (центурион у распятия), Расселл Джонсон (писарь), Кэрролл Бейкер (Вероника), Айна Бэлин (Марфа), Пэт Бун (ангел), Виктор Буоно (Сорак), Ван Хефлин (Бар Арманд), Анджела Лансбери (Клаудия), Сэл Минео (Юрайя), Сидни Пуатье (Симон Киринеянин), Джозеф Шильдкраут (Никодемус), Шелли Уинтерс (исцелённая женщина), Джон Консидайн (Иоанн), Роберт Лоджа (Иосиф), Майкл Толан (Лазарь), Том Риз (Фома), Эд Уинн (старый Арам), Роберт Блейк (зилот Симон).

Величайшая из когда-либо рассказанных историй / The Greatest Story Ever Told (1965): кадр из фильма

Усилия голливудских деятелей искусств порой напрашиваются на ироническое отношение! Чего только стоит сознательное решение Джорджа Стивенса выбрать натуру не в Азии или хотя бы на юге Европы, а принципиально – на юго-западе Соединённых Штатов, только и отвечавшем его представлениям о том величии, коего заслуживает рассказ о Христе. И действительно, Пирамид – это вам Тивериадское озеро, и Иисус не может не пропутешествовать по калифорнийской Долине Смерти! Естественно, киностудии (от права в какой-то момент перешли к ) не скупились на затраты. Была проведена скрупулёзная (и изрядно затянувшаяся) подготовительная работа, возвели помпезные декорации, наконец, съёмки продлились втрое дольше запланированных трёх месяцев. Режиссёр не скупился на дубли, в результате чего долго монтировал материал. Приглашение «звёзд» на разные, в том числе эпизодические, роли спровоцировало насмешки американских рецензентов, не без издёвки проведших параллель с комедией «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» /1963/ Стэнли Крамера. Популярные актёры и актрисы, мелькая на кинополотне, художественных образов не создают, а присутствие некоторых1 и вовсе воспринимается курьёзом. Макс фон Сюдов же, ангажированный по причине своей малой известности за океаном, у Ингмара Бергмана демонстрировал, право, большую одухотворённость и моральную силу, нежели под руководством Стивенса. Даже в роли врача-атеиста Мартина в драме «Сквозь тусклое стекло» /1961/…

Это Вам может быть интересно  Pixar представила первый мультфильм с главным героем-геем

Величайшая из когда-либо рассказанных историй / The Greatest Story Ever Told (1965): кадр из фильма

Кинематографисты «фабрики грёз», увы, поплатились за непомерную гордыню. Вложенные колоссальные средства (порядка $20 млн., что стало вторым результатом после «Клеопатры» /1963/ Джозефа Лео Манкевича) не окупились, поскольку общие кассовые сборы оцениваются в $15,5 млн. Широкомасштабная маркетинговая кампания не помогла. И, наверное, ещё больнее по самолюбию творцов ударил триумф «Евангелия от Матфея» /1964/ Пьера Паоло Пазолини, который не стремился к размаху, но сумел высветить поразительную, почти революционную актуальность Нового Завета. Джордж, напротив, постарался довести до предела монументальный подход, отдавая явное предпочтение тщательно выстроенным, живописным, красивым дальним и общим планам. Даже лик Спасителя возникает на экране очень и очень нечасто… В сочетании с замедленным темпоритмом зрелище грозит основательно наскучить зрителям, во всяком случае – тем, кто, скажем деликатно, не относится благоговейно к библейским текстам. Неудивительно, что кинокомпания MGM, потратив на реставрацию фильма (в начале XXI века) $500 тыс., выпустила на DVD-дисках картину хронометражем примерно на час короче прокатной 260-минутной версии. И тем не менее рука мастера, что ни говори, чувствуется. При всех оговорках ему удалось передать эпическое дыхание, приличествующее «величайшей из когда-либо рассказанных историй», а событиям придать ощущение сакральности, пропитать атмосферу религиозным чувством. Кроме того, режиссёр, словно памятуя о своих лучших работах, отважился привнести элементы социально-политической критики, прозрачно намекнув, что Иисус Христос перешёл дорогу сразу трём крупным фигурам: царю Ироду Антипе, римскому префекту Иудеи Понтию Пилату и первосвященнику Каиафе, председательствовавшему в Синедрионе. И дело – не в их личной неприязни, но в объективно возникшей (и увеличивавшейся с ростом популярности учения в народе) угрозе интересам мощных структур, которые представляли и ревностно отстаивали почтенные мужи. Правда, здесь Стивенс негласно отсылал не к левым, марксистским идеям (подобно тому же Пазолини), но к формуле «человек против системы», выдвинутой философией индивидуализма, являющейся, как нетрудно догадаться, одним из столпов идеологии Запада, в первую очередь США.

.

Источник