Красота по-американски / American Beauty (1999)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (премии «Оскар» и «Золотой глобус», номинации на «Сезар», «Давид ди Донателло», награду Европейской киноакадемии).

Другие названия: «Американская красавица» / «Американская красота» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 122 минуты.

Режиссёр Сэм Мендес (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).

Автор сценария Алан Болл (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).

Композитор Томас Ньюман (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»; премия «Грэмми»).

Оператор Конрад Л. Холл (премия «Оскар»).

Также на «Оскар» номинировались Тарик Анвар, Кристофер Гринбери (монтаж).

Жанр: драма

Лестер Бернэм (Кевин Спейси, премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус») ненавидит работу в престижном рекламном агентстве, давно утратил близость с женой Кэролайн (Аннетт Бенинг, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), трудящейся на поприще риэлтора, а пятнадцатилетняя Джейн (Тора Бёрч), кажется, даже не надеется установить взаимопонимание с родителями. Знакомство с Анджелой Хейес (Мина Сувари), сексапильной подругой дочери, заставляет его очнуться от забытья повседневных забот, признав, что наступил момент, когда пора всё круто изменить.

Также в ролях: Уэс Бентли (Рики Фиттс), Питер Галлахер (Бадди Кейн), Эллисон Дженни (Барбара Фиттс), Крис Купер (полковник Фрэнк Фиттс), Скотт Бакула (Джим Олмейер), Сэм Робардс (Джим Беркли), Барри Дель Шерман (Брэд Дюпри).

Красота по-американски / American Beauty (2011): кадр из фильма

Тридцатичетырёхлетний Сэм Мендес, англичанин и, к тому же, новичок в большом кинематографе (но не в театре и на ТВ), произвёл подлинный фурор неожиданно глубоким и всеобъемлющим постижением специфики жизни в США, гордо и необоснованно именующих себя «страной неограниченных возможностей». Хотя при всей значимости национальной принадлежности ещё важнее место действия – субурбия, именно обитателей которой традиционно называют «стопроцентными американцами». Теоретически аналогичная история могла произойти, разумеется, везде – во всяком случае везде, где наличествуют похожие условия быта. Но проистечь и разрешиться так, а не иначе, – исключительно в «одноэтажной Америке» под занавес бурного XX века. Сценарий Алана Болла, начинавшего в ситкомах, изначально предполагал, судя по всему, комическую интерпретацию – и главную роль предлагали Чеви Чейзу, Тому Хэнксу и Джеффу Дэниэлсу, а от постановки отказался, в частности, Терри Гиллиам. Он был написан ещё в первой половине десятилетия под впечатлением от скандального судебного процесса Эми Фишер, состоявшегося в 1992-м и получившего освещение в прессе. Только утончённая мендесовская режиссура вкупе с уникальным существованием на экране Кевина Спейси и Аннетт Бенинг придала совершенно особое звучание событиям, со стороны, быть может, и выглядящим курьёзными.

Красота по-американски / American Beauty (2011): кадр из фильма

Очень точная формула («среда заела»), не просто выведенная Антоном Чеховым, но обобщённая им до почти незыблемого закона человеческого бытования, ничуть не утратила актуальности. Всю прелесть этого в один прекрасный момент как раз и осознал мистер Бернэм, чьё внезапное пробуждение вполне сопоставимо и с перерождением Нео из «Матрицы», и с предсмертным открытием основателя «Бойцовского клуба»; даже их схожее расставание с опостылевшей работой наводит на любопытные размышления! Накопление неудовлетворённости монотонно-безрадостным и, в сущности, бесперспективным прозябанием, естественно, не могло однажды не превысить некоего критического, порогового значения, как в реакции ядерного синтеза. Неестественным кажется лишь то, что в условиях торжественно провозглашённой «политкорректности» покушением на основы устоявшегося образа жизни воспринимаются вполне невинные поступки рядового яппи. Ведь речь не идёт ни об акциях гражданского неповиновения, ни даже о демонстративном уходе от опостылевших социальных пут, как поступали в 1960-е бунтари в возрасте (например, персонажи Джека Николсона в «Беспечном ездоке» /1969/ и «Пяти лёгких пьес» /1971/), ни о тотальном бегстве в себя. Человек просто начал жить. Впервые обратил внимание на гармонию и красоту окружающего мира, нашёл скромное место в заведении фастфуда, где нет гнёта ненужной ответственности, начал восстанавливать физическую форму, купил вещи, о которых мечтал с молодости. Но намёки на набоковскую «Лолиту»1 косвенно указывают на то, что Лестера всё равно готовы принять за совратителя и растлителя юного воплощения «красоты по-американски» и ангела во плоти – девственной Анджелы, купающейся в потрясающе, неправдоподобно алых розах сорта («американская красавица»). Случайность, как шутят мудрецы, есть частный случай закономерности, и расправа со стороны человека, ненароком выдавшего собственную постыдную тайну, принимает неотвратимый характер, словно был приведён в исполнение приговора самого Рока.

Это Вам может быть интересно  Светлое будущее / Ying hung boon sik / A Better Tomorrow (1986)

Красота по-американски / American Beauty (2011): кадр из фильма

Подводя итог уходящему столетию, Мендес и Болл не просто продолжили линию прославленных экзистенциалистов, а по мере возможностей – предложили2 способ преодоления тех основательных, онтологических парадоксов, которые с такой силой раскрыли Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Лестер, конечно, не переживает Божественного озарения, о котором мечтали христианские философы, или даже катарсиса, но всё равно – избавляется от всего сиюминутного, наносного, избыточного, достигая (на мгновение, растянувшееся до пределов Вечности) редкостного, глубинного душевного умиротворения. Хоть так!.. Вместе с тем «Красота по-американски» обретает жизнеутверждающее звучание ещё и по той причине, что авторы связывают (осторожно, с оговорками, но – связывают) надежды с представителями подрастающего поколения. С обрётшими друг друга Рикки и Джейн, уже не чувствующими потребности, как Бонни и Клайд у Артура Пенна, в шумном нарушении закона и общественного порядка, но – способными увидеть (и запечатлеть на видеоплёнку) красоту в соре повседневной прозы и берущими на себя ответственность за собственную судьбу.

.

Источник