Реквием по мечте / Requiem for a Dream (2000)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

США.

Продолжительность 102 минут.

Режиссёр Даррен Аронофски.

Авторы сценария Хьюберт Селби-мл., Даррен Аронофски по книге Хьюберта Селби-мл.

Композитор Клинт Мэнселл.

Оператор Мэттью Либатик.

Жанр: драма

Сара Голдфарб (Эллен Бёрстин, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), ведущая после смерти мужа одинокое и скучное существование, с тоской и страхом наблюдает за моральной деградацией сына Гарри (Джаред Лето) — наркомана, заявляющегося к матери всякий раз, когда заканчиваются деньги, и… забирающего телевизор, чтобы сдать его в ломбард. Однако Тайрон К. Лав (Марлон Уэйанс), закадычный приятель парня, придумывает, как им вырваться из нищеты, пополнив число торговцем вожделенным зельем. Одновременно миссис Голдбфарб становится претенденткой на участие в любимом телешоу. Казалось бы, жизнь налаживается, но… Вступительные ноты реквиема — реквиема по мечте — уже звучат.

Также в ролях: Дженнифер Коннелли (Мэрион Силвер), Кристофер МакДональд (ведущий Тэппи Тиббонс), Луиза Лэссер (Ада), Марша Джин Куртц (Рэй), Джанет Сарно (миссис Перлман), Сюзанна Шеферд (миссис Скарлини), Джоанн Гордон (миссис Овадиа), Шарлотта Аронофски (миссис Майлз), Абрахам Аронофски (торговец газетами в поезде), Кит Дэвид (Большой Тим), Хьюберт Селби-мл. (смеющийся охранник), Даррен Аронофски (посетитель, без указания в титрах).

Реквием по мечте / Requiem for a Dream (2000): кадр из фильма

Экранизация первой (изданной в 1964-м году) и самой известной книги Хьюберта Селби-мл., «Последний поворот на Бруклин» /1989/, не пользовалась успехом ни у зрителей, ни у членов Американской киноакадемии, но заслужила восторженные отзывы критиков и киноманов. «Реквием по мечте», снятый по более позднему /1978/ роману, который режиссёр адаптировал в соавторстве с самим писателем, в сущности, повторил судьбу картины Ули Эделя. Общемировые кассовые сборы в размере $7,4 млн. уже не показались продюсерам значительными, поскольку затраты на вторую постановку Аронофского вылились, в отличие от случая c его ультрамалобюджетным дебютом «Пи» /1998/, в сравнительно большую сумму ($4,5 млн.). Осталась без награды и актриса Эллен Берстин, пугающе, запредельно убедительная в кадре. И тем не менее фильм наверняка займёт видную нишу в истории кинематографа, запомнившись в качестве, возможно, самой беспощадной и беспросветной художественной иллюстрации проблем, так или иначе завязанных на наркотиках, на фоне которой прежние, тоже далеко не жизнеутверждающие произведения1 изрядно блекнут. Здесь немаловажно, что Селби-мл. сам лечился от ряда зависимостей, лично пережив многое из описанного и затем – перенесённого на экран с натуралистичной, физиологически неприятной достоверностью и доскональностью. Писатель даже появился в «камео» в обличии одного из тюремных надзирателей, учащего жизни «жалких нью-йоркских наркоманов», от которых, как известно, «все беды». Это – как авторская ремарка, последнее предупреждение тем, кто пребывает на краю бездны. Режиссёр нашёл отменный кинематографический эквивалент состоянию сознания, подавленного и расколотого под воздействием сильнодействующих средств, прибегнув к рваному, шоковому монтажу2, для чего использовал свыше 2000 склеек, превысив тем самым условную норму в 3-4 раза. Мгновенно врезается в память своеобразный лейтмотив – монтажная фраза, «иллюстрирующая» процесс введения в вену героиновой инъекции.

Это Вам может быть интересно  Процесс и ошибка / Trial and Error (1997)

Реквием по мечте / Requiem for a Dream (2000): кадр из фильма

Впрочем, фильм едва ли производил бы столь мощное впечатление, если б авторы ограничились одной, пусть даже жгуче актуальной, темой. Экранный реквием по мечте воспринимается таким безотрадным и безысходным, не оставляя никакой надежды, прежде всего потому, что наркомания понимается авторами лишь как пример (пусть и пример предельно наглядный) смертельного недуга, поразившего современное «общество потребления» на рубеже веков. О том же говорил и постановщик, поясняя, что, дополнив рассказ о Гарри, Тайроне и Мэрион историей Сары, сосредоточился на идее о том, как «внутренний монолог проходит в головах людей, когда они пытаются бросить наркотики, как и сигареты, или когда решают не есть, чтобы похудеть на 20 фунтов». Иными словами, возводится в ранг ключевого понятия зависимость как таковая, в философской чистоте и предельности понятия. На смену привычным социальным путам (например, внутрисемейным) пришли новые, специфические и всепроникающие виды самого мощного, психологического, а точнее, психосоматического закабаления. Не только Гарри покинул мать, но и Мэрион – давно разорвала отношения с состоятельными родителями, предпочитая сексуальные унижения обращениям к ним за материальной поддержкой. Участь престарелой миссис Голдфарб, основательно «подсевшей» на бесчисленные лекарственные препараты в погоне за мнимым блаженством, выпав из подлинной реальности, прекрасно рифмуется с судьбами юных героев, загубленными на корню. Так ли существенны различия между красочным, кричаще искусственным мирком телешоу и дикой оргией, куда была вовлечена Мэрион?! Однако важной особенностью фильма является то, что поток агрессивных и угнетающих (в данном случае – правильно угнетающих, не отмеченных спекуляциями со стороны кинематографистов) образов овладевает вниманием лишь при первом знакомстве с произведением. При более вдумчивом просмотре невольно отмечаешь негромкие, словно скребущие по душе нотки того самого реквиема по мечте, который упорно не желают слышать персонажи, всё сильнее втягивающиеся в болото иллюзий.

.

Источник