Разбирая Гарри / Deconstructing Harry (1997)

Полнометражный фильм (номинация на премию Европейской киноакадемии).

Другие названия: «Разбирая Гарри по частям» (вариант перевода названия), «Самый грязный человек в мире» / «The Meanest Man in the World», «Проект Вуди Аллена осени 1996-го» / «Woody Allen Fall Project 1996» (рабочие названия).

США.

Продолжительность 96 минут.

Режиссёр Вуди Аллен.

Автор сценария Вуди Аллен (номинация на «Оскар»).

Оператор Карло Ди Пальма.

Жанр: комедия

Гарри Блок (Вуди Аллен) собирается на церемонию вручения почётной награды в университете, где когда-то учился, да и в целом в жизни признанного писателя, казалось бы, всё замечательно. Однако при ближайшем рассмотрении это оказывается не так. Люси (Джуди Дэвис), сестра его бывшей жены Джоан (Кёрсти Элли), приходит в ярость, узнав себя в персонаже только вышедшего романа. Никто не желает составить Гарри компанию в поездке. Что делать несчастному Блоку?..

Также в ролях: Ричард Бенджамин (Кен, персонаж), Билли Кристал (Ларри / Дьявол, персонаж), Боб Балабан (Ричард), Элизабет Шу (Фэй), Деми Мур (Хелен, персонаж), Робин Уильямс (Мел, персонаж), Кэролайн Аарон (Дорис), Эрик Богосян (Берт), Мариель Хемингуэй (Бет Крамер), Эми Ирвинг (Джейн), Тоби Магуайр (Харви Стерн, персонаж), Стэнли Туччи (Пол Эпштейн, персонаж), Хэзелл Гудман (Куки), Джулия Луис-Дрейфус (Лесли, персонаж), Дженнифер Гарнер (женщина в лифте), Пол Джаматти (профессор Эбботт), Филип Боско (профессор Кларк), Джин Сакс (отец Гарри), Тони Сирико (полицейский в тюрьме), Виола Харрис (Элзи).

Разбирая Гарри / Deconstructing Harry (1997): кадр из фильма

Почитатели творчества Вуди Аллена моментально вспомнили о его более ранней постановке – «Воспоминаниях о звёздной пыли» /1980/, в которой творец сознательно не скрывал параллелей с исповедальными «Восемью с половиной» /1963/. Правда, на сей раз в центре повествования находится не кинематографист, а писатель, нашедший остроумный способ погружения в однажды пережитые события, выводя себя, бывших жён и любовниц, друзей, знакомых и т.д. в действующих лицах сочиняемых романов и рассказов. И получилось всё-таки нечто иное. К тому же, представляется немаловажным, что режиссёр обращался с предложением исполнить заглавную роль ко многим известным актёрам (Эллиотту Гулду, Дастину Хоффману, Деннису Хопперу, Альберту Бруксу), прежде чем рискнул воплотить образ сам. Решение оказалось удачным (единственно верным?), хотя пикантные подробности личной жизни Гарри позже вынуждали творца развеивать в интервью домыслы и уточнять, что речь отнюдь не идёт о точных автобиографических мотивах – что он никогда не испытывал творческого кризиса, что не вызывает на дом проституток, что не злоупотребляет алкоголем и т.д.

Разбирая Гарри / Deconstructing Harry (1997): кадр из фильма

Феллиниевское влияние действительно чувствуется на протяжении повествования, однако по мере развития перипетий сложно не заметить куда более явных перекличек с наследием другого алленовского кумира – Ингмара Бергмана. Суматошный, вечно встревоженный, сидящий на таблетках мастер художественного слова из-за океана даже носит фамилию рыцаря по имени Антоний (к тому же, Смерть собственной персоной возникает перед очередным альтер эго – сексуально озабоченным юношей Харви Стерном), а в подлинной реальности тот проделывает примерно такое же путешествие, что и умудрённый опытом профессор медицины Исак Борг в «Земляничной поляне» /1957/. Уже в названии чётко обозначены намерения автора – разобрать личность, проанализировать внутреннее состояние, наконец, провести деконструкцию1 по заветам французского философа Жака Деррида. Въедливое исследование представляется тем увлекательнее и интереснее, что характер Гарри воспринимается ходячим клубком противоречий, воистину взрывоопасных.

Это Вам может быть интересно  Земля и свобода / Land and Freedom / Tierra y libertad / Terra e libertà (1995)

Разбирая Гарри / Deconstructing Harry (1997): кадр из фильма

Пригласив отметиться в камео (в качестве «доносительницы» Бет Крамер) Мариэль Хемингуэй, режиссёр-сценарист намекнул, что Блок – тот, в кого и должен был превратиться под старость Айзек Дэвис из «Манхэттена» /1979/, равно как и прочие алленовские типажи. Настало время подвести первые итоги. Он всё ещё не избавился от привычки влюбляться в женщин заметно младше по возрасту, негодуя из-за согласия Фэй выйти замуж за лучшего друга Ларри, дьявольски коварного (метафора реализует буквально в одной из фантазий). По-прежнему не в состоянии разложить по полочкам запутанные отношения с избранницами, включая экс-супружниц. Да чего там!.. Не способен элементарно понять собственные чувства, продолжая засыпать психоаналитика бессвязными словесными потоками. Осенившая Гарри, совсем было отчаявшегося (ещё не знающего, что закадычный приятель Ричард тоже захочет поехать), дерзкая идея позвать на церемонию чествования темнокожую кол-гёрл, а попутно прихватить сына Ричарда, то есть фактически – совершить похищение ребёнка, до добра, естественно, не доведёт. Торжественный момент упущен, но… не всё так страшно, пока не прерывается творческий процесс. Не могу не заметить, что, как ни забавны пространные диалоги и возникающие комические ситуации, особую радость доставляют фрагменты с оживающими блоковскими персонажами, вполне уютно обретающимися в вымышленном мире, однако не отказывающими себе в удовольствии однажды предстать перед своим создателем, что называется, лицом к лицу. И признанные «звёзды» (Робин Уильямс, Билли Кристал, Деми Мур) наверняка остались благодарны Вуди за шанс исполнить яркие, пусть и сравнительно небольшие, роли. Немного странно, что картина не пользовалась коммерческим успехом, принеся всего $10,6 млн. кассовых сборов при бюджете в $20 млн.

.

Источник