Полнометражный фильм.
Другие названия: «Серенити» (вариант перевода названия), «Светлячок»: фильм» / «Firefly: The Movie», «Светлячок» / «Firefly» (рабочие названия).
США.
Продолжительность 119 минут.
Режиссёр Джосс Уидон.
Автор сценария Джосс Уидон.
Композитор Дэвид Ньюман.
Оператор Джек Н. Грин.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, научная фантастика, триллер
Капитан космического корабля «Серенити» класса «Светлячок» Малькольм Рейнольдс (Нейтан Филлион), или просто Мэл, и верные члены его экипажа, старший помощник Зоэ Уоррен (Джина Торрес), главный пилот Хобан «Уош» Уошберн (Алан Тьюдик), девушка-механик Кейли Фрай (Джуэл Стэйт) и воитель Джейн Кобб (Адам Болдуин), продолжают свою высокую миссию. Промышляя контрабандой и грабежом на разных планетах, они ловко играют на правилах, созданных Альянсом. Однако вовлечение, вопреки протестам Саймона (Шон Маэр), в очередную операцию Ривер (Саммер Глау) приводит к нежелательным последствиям: на след «Серенити» выходит Оперативник (Чиветел Эджиофор).
Также в ролях: Морена Баккарин (компаньонка Инара Серра), Рон Гласс (пастор Дерриал Бук), Дэвид Крамхолц (хакер Мистер Вселенная), Хантер Энсли Рин (юная Ривер Тэм), Сара Полсон (доктор Кэрон), Майкл Хичкок (доктор Матиас), Тамара Тейлор (учительница из воспоминаний Ривер), Гленн Хоуэртон (заложник в банке).
Почти рекордный, четырёхуровневый (!) пролог ленты позволил авторам свободно ввести в курс дела даже тех из зрителей, кто впервые услышал слово «Серенити», которое кажется неотъемлемым от названия «Светлячок» – «культового» (хотя и закрытого по решению компании по завершении первого же сезона) телесериала. Итак, мы узнаём, что в грядущем, спустя примерно 500 лет, Земля стала тесной для человечества, которое начало масштабную колонизацию планет иных солнечных систем, подвергаемых долголетнему процессу терраформации и затем – превращаемых в очаги Цивилизации. Рассказ оказывается всего лишь иллюстрированной речью школьной учительницы, ведущей урок истории, чьи рассуждения о великой роли Альянса, возглавившего новую, глобальную империю и подавившего восстание представителей окраинных поселений, возжелавших независимости, вызывают резкий протест у одной из учениц. Эпизод разворачивается, в свою очередь, в… сознании у Ривер (имя, означающее ‘река’, рассчитано, вероятно, на ассоциацию с бунтарской эпохой хиппи), что является частью секретного эксперимента учёных по созданию из хрупкой семнадцатилетней ясновидящей девушки биологическую машину для убийств. Её вызволяет брат Саймон, пожертвовавший ради сестры всем, включая карьеру преуспевающего врача. Наконец, хронику этих событий на самом деле просматривает в архиве официально несуществующей лаборатории тайный посланник Альянса с неограниченными полномочиями, представляющийся просто Оперативником, – как бы собрат наёмника, отправленного в заключительной серии в открытый космос… Небанальный драматургический ход позволяет в полной мере оценить новаторство режиссёра-сценариста, сорокаоднолетнего Джосса Уидона, который, хотя и начинал на ТВ (в том числе до «Светлячка» в «Баффи – истребительнице вампиров» и «Ангеле»), в дебютной кинопостановке постарался быть предельно лаконичным. Фактически же всё начинается в тот момент, когда действие переносится на борт «Серенити», давно не ведающего безмятежности. И хотя дальнейшее развитие событий (включая развязку) лишено столь же изощрённых сюрпризов, фабула выстроена почти безупречно, увлекая широкую аудиторию и позволяя поклонникам «Светлячка» получить ответ на многие мучавшие вопросы. Скажем, о прошлом пастора Дерриэла Бука и о происхождении пожирателей.
Словом, «Миссия «Серенити» станет настоящим подарком для приверженцев жанра, особенно – его классической (космической) разновидности. Фильм, как и телевизионный цикл, примыкает к таким известным произведениям, как несколько поколений «Звёздного пути», «Звёздный крейсер «Галактика» (особенно обновлённая версия), «Вавилон 5», «Звёздные врата» и даже превосходный анимационный «Ковбой Бибоп». Ведь уже давно не воспринимается диковинным привнесение в фантастику изначально чужеродных элементов, намеренное смешение тем и интонаций. Как заметил1 американский критик Роджер Эберт, это «старая добрая космическая опера, а отличия от вестерна в большинстве своём сводятся к тому, что в повествование втянут именно космос, не лошади». Команда неприкаянных странников Вселенной и в самом деле не может не напомнить бесчисленные «дикие банды» стрелков с Дикого Запада – свободолюбивых индивидуалистов и сорвиголов, не желающих подчиняться закону, жестоко насаждаемому крепнущим Правительством штатов, принудительно объединённых в федерацию в результате гражданской войны. В образе же Оперативника, свято верящего в собственную правоту, а посему – всемогущего, персонифицирована карающая сила Власти, почти как в случае с отрядом, неотступно преследовавшим Бутча Кэссиди и Санденса Кида. Вместе с тем типичная сцена в салуне, где Мэл и Джейн обговаривают с заказчиками условия дальнейшего сотрудничества, завершается грандиозной потасовкой, точно в боевиках о восточных единоборствах, благо что Ривер есть чем удивить противников. По всем правилам приключенческих лент выстроено и противостояние Рейнольдса с опасным врагом, не расстающимся с самурайским мечом. А защита от агрессивно настроенных пожирателей не может не вызвать в памяти аналогичные сцены нападений зомби из фильмов ужаса (вроде недавней «Обители зла» /2002/). Наконец, невозможно не порадоваться россыпи прямых и косвенных цитат из собственно фантастических картин: от трилогии о докторе Мабузе, «Запретной планеты» /1956/2, «Зардоза» /1974/ – и вплоть до «Звёздных войн» и пенталогии о чужих, не исключая две выдающиеся работы Андрея Тарковского.
Впрочем, гораздо важнее, что автор следует и иной, самой благородной традиции (именно миссии!) жанра, концентрируя внимание не на внешних атрибутах, но на содержании, отмеченном остротой, даже злободневностью. У Джосса Уидона не хуже, чем у того же Джорджа Лукаса, передана мысль о губительности чрезмерной концентрации власти, стремлении навязать «единственно верный» способ мышления, чем только и занят Альянс, прибегая к помощи оружия и ставя опыты над человеческим разумом. Прекрасного нового мира, как всегда, не получается. Стремление поработить не только рассудок, но и подсознание – область, априори неподконтрольную и, более того, как раз создающую необходимые условия для плодотворного развития и элементарного выживания человечества, неотвратимо приводит к роковым последствиям. Дорога в ад под кодовым наименованием Миранда тоже была устлана благими намерениями… Режиссёр не случайно несколько раз, меняя контекст послания (вложив, например, в уста святого отца Бука воззвание к Мэлу), повторяет, что единственной возможностью противопоставить столь мощному и всепроникающему давлению нечто равновеликое – самозабвенно, вплоть до готовности умереть, предаться Вере, идущей рука об руку с Любовью. Отдельные уидоновские тезисы могут, конечно, показаться спорными – но в любом случае образчик по-настоящему умной научной фантастики, далеко не в первую очередь завлекающий публику вычурными и дорогостоящими специальными эффектами, встретишь всё-таки нечасто. Не это ли обусловило довольно прохладный приём фильма, обошедшегося в $39 млн., а принёсшего порядка $40,4 млн.?
.