Боны и покой / Bony a klid (1988)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Боны и спокойствие» (вариант перевода названия).

Чехословакия.

Продолжительность 90 минут.

Режиссёр Вит Ольмер.

Автор сценария Радек Джон по сюжету Радека Джона и Вита Ольмера.

Композитор Онджей Соукуп.

Оператор Милан Жирса.

Жанр: криминальный фильм, драма, комедия

Мартин Голц (Ян Потмешил), автомеханик из провинциального городка Млада-Болеслав, приезжает в Прагу в надежде обменять накопленные с друзьями деньги на инвалюту, чтобы купить аппаратуру для оборудования местной видеодискотеки. Спекулянты цинично обманывают молодого человека, подсунув фальшивые доллары. Обращение в милицию не даёт результата, и он решает найти преступника самостоятельно. Так начинаются мучительные скитания Мартина по столице…

Также в ролях: Вероника Еникова (Ева), Роман Скамене (Бини), Йозеф Недорост (Рихард Шиндлер), Милослав Копечны («Банкир»), Томаш Ганак (Иржи Дворжак, «Гарри»)

Боны и покой / Bony a klid (1988): кадр из фильма

Не сказать, чтобы Вит Ольмер и прежде сторонился остросоциальных тем. Даже в добродушных на первый взгляд лирических комедиях (например, «Что с Вами, доктор?» /1985/, «Как яд» /1986/) нет-нет да и пробивались элементы сатиры, причём сатиры, направленной строго на критику недостатков социализма – ни в коей мере не на подрыв устоев общественного строя. «Боны и покой» тоже не дают оснований подвергать сомнению искренность намерений режиссёра, а причиной задержки, возникшей с выпуском фильма в кинопрокат, послужили, надо полагать, откровенные сцены. Если верить местным источникам, власти поменяли решение после появления «пиратской» (снятой с кинополотна на видеокамеру во время сеанса, организованного частным порядком) копии, стремительно разошедшейся на видеокассетах – пользовавшейся даже большим спросом, чем западная «клубничка». Как результат, выпущенная-таки на экраны картина возглавила перечень лидеров сезона 1988-го1, а в следующем году – стала громким (по-видимому, последним из числа кинопроизведений восточноевропейских стран) кинохитом в СССР, где всего за пять месяцев собрала аудиторию 18,8 млн. зрителей. Даже «Игла» /1988/ с «Трагедией в стиле рок» /1989/ остались позади!..

Боны и покой / Bony a klid (1988): кадр из фильма

Не думаю, что повышенный энтузиазм был спровоцирован пресловутым «дефицитом на эротику», во всяком случае – в первую очередь. В той же «Маленькой Вере» /1988/ соответствующие кадры куда смелее: Вероника Еникова, испытывая смущение, не захотела сниматься совсем без одежды, и под занавес прозвучало ехидное объяснение странной привычке её героини – «девочки в футболочке», тщательно скрывавшей от избранника прошлое. Даже оргию режиссёр показал аккуратно. Другое дело – та напористость, с какой Вит и кинодраматург Радек Джон обрисовали жгуче злободневную проблематику. Вынесенное в заголовок словосочетание созвучно названию голливудского гангстерского боевика «Бонни и Клайд» /1967/, но отсылка носит, конечно же, иронический характер. Ева, условно осуждённая за занятие проституцией, работающая продавщицей и снимающая комнату у одинокого старика, положившего глаз на прелести жилички, имеет мало общего со скучающей мисс Паркер, а уж Мартин – и близко не Бэрроу. Голц поначалу преследует благородную цель – вернуть крупную сумму денег и очистить своё имя, но чем дальше, тем основательнее увязает в трясине криминала.

Это Вам может быть интересно  Серафино / Serafino (1968)

Боны и покой / Bony a klid (1988): кадр из фильма

Находясь в автозаке, понимая, что терять уже нечего, Рихард Шиндлер признаётся сообщнику, что ключевые события (включая знакомство с красоткой) были подстроены – и что наивный провинциал вёл себя ровно так, как рассчитывала шайка. Вот только юноша не вызывает сострадания как жертва обстоятельств или изощрённого манипулирования. Ольмер не желает принижать индивида, несущего, хочет того или нет, ответственность за совершаемые поступки. Вопреки присказке фарцовщиков, боны, использовавшиеся в качестве замены иностранной валюты в сети магазинов (аналогах советских «Берёзок»), не приносят покоя. Но чувство морального непокоя вызывают всё-таки не отдельные происшествия из уголовной хроники, благо правоохранительные органы пока имели возможности «поправить» оступившихся граждан и гражданок. Шольц пересёк незримую черту задолго до того, как внутренне принял навязанные правила опасной игры, – и даже до попытки совершить злополучный обмен. Сама осенившая голову молодого пролетария идея перестать зарабатывать деньги честным трудом и, приобретя зарубежную аппаратуру, по-быстрому разбогатеть, организовав видеодискотеку, у которой не будет конкурентов, свидетельствовала о ломке ценностных установок – и не у него одного. Авторы с тревогой фиксировали схожие вещи у многих, очень многих представителей поколения, вступавшего в жизнь в состоянии непрекращающейся ажитации, лихорадочного стремления заполучить всё и сразу. Это ощущение замечательно передано и в актёрской игре, и в виртуозном использовании оператором Миланом Жирсой ручной камеры, и, конечно же, в навязчивом до тошноты музыкальном лейтмотиве. Британская синти-поп-группа уступила права на свои шлягеры за символическую цену в одну крону, и композиция послужила замечательным олицетворением тех идеалов, коими успело проникнуться, увы, немалое количество ровесников Мартина. Рискну предположить, что режиссёр знал о скандальном характере сингла, а особенно – эпатажного (запрещённого на телеканалах BBC и MTV) первого видеоклипа на песню, что придало сюжетным коллизиям дополнительный, весьма язвительный подтекст. Фильм нисколько не утратил актуальности и впоследствии, после провозглашённого торжества капитализма, но затея с возвращением режиссёра к персонажам десятилетия спустя изначально выглядела сомнительной. «Боны и покой 2» /2014/ не вызвали ничего, кроме глухого разочарования.

.

Источник