Глубокие воды / Eaux profondes (1981)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «В тихом омуте» (вариант перевода), «Глубокие воды» / «Deep Water» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 94 минуты.

Режиссёр Мишель Девиль.

Авторы сценария Кристофер Франк, Флоранс Делэ, Мишель Девиль по роману Патриции Хайсмит, автор диалогов Кристофер Франк.

Музыка Мануэля де Фальи.

Оператор Клод Лекомт.

Жанр: криминальный фильм, драма

Вик Аллен (Жан-Луи Трентиньян), владелец предприятия по производству парфюма, внешне сохраняет олимпийское спокойствие, наблюдая за выходками жены Мелани (Изабель Юппер), с вызовом, на глазах у супруга, заигрывающей с другими мужчинами. Однако сурового внушения, как правило, оказывается достаточно, чтобы ухажёры моментально улетучивались. Намёка не понимает только пианист Карло Канелли (Кристиан Бенедетти) — и Вик топит его в бассейне во время вечеринки, проходящей у общих знакомых. Полиция считает это несчастным случаем, но Мелани убеждена в виновности мужа и не скрывает своих подозрений. Удастся ли месье Аллену избежать наказания?

Также в ролях: Сандрин Кляич (Марион), Эрик Фрей (Денис Миллер), Брюс Майерс (Камерон), Бертран Бонвуазен (Робер Карпентье), Жан-Люк Моро (Жоэль), Робен Ренуччи (Ральф), Филипп Клевено (Анри Валетт), Жан-Мишель Дюпюи (Филип Кован).

Глубокие воды / Eaux profondes (1981): кадр из фильма

Название четвёртого романа Патриции Хайсмит, в оригинале озаглавленного «» (а в рабочем варианте – «», то есть «Собака на сене») и впервые опубликованного издательством в 1957-м году, пожалуй, можно было бы перевести на русский язык и так: «В тихом омуте»1. Это идиоматическое выражение вполне соответствует сюжетным перипетиям и характерам. Никто из знакомых Вика Ван Аллена, живущего в провинциальном городке Литтл-Уэсли, и в самом деле не подозревал, какие страсти бушевали в душе скромного редактора, взиравшего на разгульное поведение супруги, казалось бы, с полнейшим бесстрастием. Но в тихом омуте, как всем ведомо, черти водятся… Впрочем, при таком раскладе утрачивается смысловой нюанс, чрезвычайно важный для автора литературного произведения и очень внятно переданный кинематографистами. Мишель Девиль, увы, не сумел повторить успеха Рене Клемана с картиной «На ярком солнце» /1960/ (на сей раз аудитория составила всего 613,3 тысяч человек), однако не так уж сильно уступил предшественнику и по части создания мощного саспенса, и в погружении в неспокойный внутренний мир персонажей. К счастью, накопленный опыт не пропадёт втуне – и «Опасность в доме» /1985/ (также известную как «Смерть во французском саду») будет ждать гораздо более тёплый приём.

Глубокие воды / Eaux profondes (1981): кадр из фильма

Формально фильм не относится к детективам, поскольку личность убийцы сразу не является тайной. Скорее, это психологический триллер: мы завороженно следим за тем, как Вик Аллен (смена места действия потребовала корректировки национальной принадлежности, имён, некоторых профессий героев) всё настойчивее склоняется к мысли, что рано или поздно придётся преступить закон. Охлаждая пыл ухажёров дражайшей половины, он уверяет, что умерщвляет её любовников, для вящей убедительности беря на себя вину за нераскрытое преступление, наделавшее много шума в прессе. Так и остаётся неясным, правда это или блеф. Вскоре в газетах появится сообщение о задержании подозреваемого, но… то, с какими самообладанием и решимостью Вик топит в бассейне пианиста Карло, а позже – наносит мотыгой удары по голове Малкольму МакРею, потенциальному деловому партнёру из Канады, заставляет крепко задуматься. Мужчина потрясающе владеет собой, после первой расправы как ни в чём не бывало продолжая общаться с приятелями, после второй – посещая школьный концерт, где выступает дочка Беатрис Мари. Вопреки ложной тревоге, заставившей слегка поволноваться под занавес, месье Аллен нисколько не сомневается, что бурные воды пролива (съёмки велись на Нормандских островах) достаточно глубоки, чтобы труп не всплыл ещё долго.

Это Вам может быть интересно  Маленький мир дона Камилло / Le petit monde de Don Camillo (1952)

Глубокие воды / Eaux profondes (1981): кадр из фильма

То обстоятельство, что в ленте ревнивец выведен представителем не интеллигенции, а буржуазии (владельцем преуспевающего фамильного предприятия), позволило авторам экранизации заострить социально-критический подтекст. Здесь режиссёр оказывается близок Клоду Шабролю. Также отметим необычное пристрастие Вика к разведению улиток – пристрастие настолько сильное, что вежливая просьба поделиться двумя-тремя дюжинами брюхоногих моллюсков на ужин провоцирует приступ ярости. Это и остроумный ложный символ, почти как у Луиса Бунюэля в «Назарине» /1959/, и иронический намёк на хобби самой Хайсмит. Но, конечно, главное – неоднозначные, накалённые отношения супругов, больше напоминающие затяжную психологическую дуэль. И если игра Жана-Луи Трентиньяна, очень точного и убедительного, ещё может напомнить прежние роли актёра (в том числе у Мишеля Девиля), то Изабель Юппер в очередной раз покоряет виртуозным искусством перевоплощения. Актрисе с равным блеском удаются партии как закомплексованных скромниц, так и женщин чувственных и неудовлетворённых, которые ищут выход нерастраченной сексуальности, не сознавая, какую опасность таит подспудная тяга попробовать себя в эффектном амплуа и заодно – задеть самолюбие того, кому, идя под венец, клялась в любви и верности. Не каждый захочет стать библейским Самсоном.

.

Источник