Полнометражный фильм.
Другие названия: «Онг-бак: Боец чести» (вариант перевода названия), «Тайский кулак» / «Thai Fist» (Гонконг), «Сорвиголова» / «Daredevil», «Онг-бак: тайский воин» / «Ong-Bak: The Thai Warrior», «Ong-Bak: Muay Thai Warrior» / «Онг-бак: воин муай тай» (международные англоязычные названия).
Таиланд, Франция, Гонконг.
Продолжительность 108 минут.
Режиссёр Прачия Пинкаю.
Автор сценария Супачай Ситтиаумпонпан, авторы сюжета Прачия Пинкаю и Панна Риттикрай.
Композитор Ромарик Лоренс, Ричард Уэллс (английская версия).
Оператор Наттавут Киттикхун.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, триллер
Тинг (Тони Джаа), с детства обучавшийся в родной деревне древнему искусству тайского бокса, приезжает в Бангкок, чтобы вернуть похищенную реликвию — голову священной статуи Будды. Он рассчитывает на помощь Хумлэ (Петчтай Вонгкамлао), взявшего себе в городе имя Джордж, но бывший односельчанин больше озабочен тем, как достать деньги, чтобы рассчитаться с долгами. Преступников найти непросто, однако парень добьётся поставленной цели, несмотря ни на какие преграды.
Также в ролях: Пумвари Йодкамол (Муай Лек), Сухао Понгвилай (Комтуан), Чумпхорн Тепфитак (дядя Мао), Чатевут Ватчаракхун (Пенг), Ваннакит Сириопут (Дон), Рунграви Баридзиндакул (Нгек), Чаттхапонг Пантанаункул (Саминг), Нудхапол Асавабхахин (Тосиро), Дэн Чупонг (телохранитель).
![Онг Бак / Ong-bak (2003): кадр из фильма](/wp-content/uploads/2023/02/bb454fc8a220e0567c7e0d8701c494b7.jpg)
Прачия Пинкаю, чьи ранние постановки не имели никакого отношения к восточным единоборствам, по-видимому, не был до конца уверен в положительном исходе. Первым в титрах значится Петчтай Вонгкамлао, на тот момент достаточно известный в стране (под псевдонимом Мам Джокмок) в качестве комика. Режиссёра, вероятно, не покидали сомнения на предмет того, как зрители примут Тони Джаа, который прежде исполнял роли второго плана в дешёвых, ничем не примечательных боевиках1. Вот только древняя мудрость недаром гласит, что упорство и труд всё перетрут. Урождённый Татчакорн Йирум с детства мечтал не просто стать «звездой» (подобно своим кумирам Брюсу Ли, Джеки Чану, Джету Ли), но и сделать тайский бокс не менее популярным в мире, чем кун-фу или карате. Изматывающие, безостановочные тренировки на протяжении нескольких лет принесли отменные плоды, а снятый за свой счёт непродолжительный ролик с демонстрацией зрелищных возможностей помог привлечь инвесторов. Весьма приличный по тогдашним азиатским меркам производственный бюджет порядка $1,1 млн. окупился с лихвой, поскольку общемировые кассовые сборы составили $20,1 млн. Мало того, хотя киноиндустрия Таиланда добилась определённых успехов и в других жанрах (от комедий до хорроров), именно «Онг Бак» ознаменовал собой едва ли не наивысший её взлёт в качестве конкурента традиционному лидеру в нише экранных боевых искусств – Гонконгу.
Впрочем, здесь следует сделать существенную оговорку. Если Стивен Спилберг никак не отреагировал на шуточный призыв, мелькающий в кадре (в виде надписи на стене), то другой легендарный кинематографист, Люк Бессон, оперативно откликнулся на предложение о сотрудничестве. Говорят, интерес к фильму выказывал и Стивен Сигал, предложивший купить права на фильм с условием, что будут сняты дополнительные сцены, где его персонаж выступит наставником Тинга. И как раз версия, подготовленная стараниями кинокомпании (помимо сокращений и перемонтажа в фильм добавили несколько хип-хоп-композиций), по преимуществу получила распространение на Западе. С коммерческой точки зрения решение представляется логичным. Всё, что связано с изощрёнными трюками, исполненными вживую (никаких тросов, не говоря уже про компьютерную графику), с зубодробительными поединками, с захватывающими дух погонями, вызывает неподдельное восхищение. Наиболее впечатляющие фрагменты авторы не отказывают себе (и нам) в удовольствии повторить несколько раз, показав с разных ракурсов, нередко – в рапиде. Вместе с тем бессоновские «европейцы» явно не оценили национальный колорит картины.
Многое у Прачия Пинкаю действительно может показаться наивным. Это касается и махинаций ушлого Хумлэ, взявшего себе в Бангкоке новое, иноземное имя Джордж, и того, как обрисован подпольный бизнес, не последнее место в котором отведено боям без правил. Главное же, представляется раздражающе прямолинейным всё, что относится к религиозному аспекту. Пинг отправился в столицу, дабы любой ценой вернуть голову статуи Будды, цинично похищенную злоумышленником и переданную местному криминальному авторитету. Деревенский парень не сразу разбирается в неписаных урбанистических законах, однако силы ему придаёт не только владение древней техникой боя, но и несокрушимая вера. Высокий пафос местами вызывает снисходительную улыбку, в то время как специфические шутки и гэги Вонгкамлао, напротив, не слишком смешны. Тем не менее режиссёр рос над собой – и в «Чести дракона» /2005/, которую точно не следует смотреть в «адаптированном» варианте, добился замечательных во всех отношениях результатов. А Джаа, заслуженно снискавший международную славу, со временем покорит Голливуд.
.