Большой Лебовски / The Big Lebowski (1998)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (номинация на премию Европейской киноакадемии).

Другие названия: «Здоровяк Лебовски» / «Большой Лебоуски» (варианты перевода названия).

США, Великобритания.

Продолжительность 117 минут.

Режиссёры Джоэл Коэн, Этан Коэн (без указания в титрах).

Авторы сценария Джоэл Коэн, Этан Коэн.

Композитор Картер Бёрвелл.

Оператор Роджер Дикинс.

Жанр: комедия, криминальный фильм

Джеффри Лебовски (Джефф Бриджес), предпочитающий обращение «Чувак», становится жертвой недоразумения: в его захудалую съёмную квартиру заваливаются подручные короля порнобизнеса Джеки Трихорна (Бен Газзара), требуя деньги, которые задолжала Банни (Тара Рид). Мужчина объясняет, что произошла ошибка: имеется в виду, очевидно, супруга другого Джеффри Лебовски, по прозвищу «Большой» (Дэвид Хаддлстон), – миллионера, прикованного к инвалидной коляске. Громилы уходят, но наносят хозяину урон, помочившись на ковёр, так удачно вписывавшийся в обстановку. Послушав совета Уолтера Собчака (Джон Гудмен) и Донни (Стив Бушеми), закадычных приятелей и партнёров по боулингу, «Чувак» направляется к однофамильцу, чтобы попросить компенсировать ущерб.

Также в ролях: Джулианна Мур (Мод Лебовски), Филип Сеймур Хоффман (Брандт), Петер Стормаре (нигилист Ули Кункель), Торстен Вогес (нигилист Франц), Фли (нигилист Дитер), Джон Туртурро (Хесус Кинтана), Джон Полито (Да Фино), Сэм Эллиотт (незнакомец), Дэвид Тьюлис (Нокс Харрингтон), Марк Пеллегрино (блондин-головорез Джеки Трихорна), Джимми Дэйл Гилмор (Смоки), Джек Келер (Марти), Леон Рассом (шеф полиции Малибу), Эйми Манн (сообщница нигилистов), Азия Каррера (порноактриса), Джерри Халева (Саддам Хусейн), Уэнди Брон (танцовщица), Кристиан Клименсон (полицейский).

Большой Лебовски / The Big Lebowski (1998): кадр из фильма

Как-то так сложилось, что этот фильм понравился мне меньше других коэновских постановок, причём и ранних (недосягаемой вершиной по-прежнему видится мрачный «Бартон Финк» /1991/), и некоторых поздних – например, завораживающего триллера «Старикам тут не место» /2010/. Мало того, внимательный повторный просмотр (спустя годы после первого знакомства с картиной) не поколебал давным-давно сформировавшегося мнения. Тем не менее глупо отрицать то колоссальное культурное влияние, что детище Джоэла и Итана (впрочем, не фигурирующего в титрах в качестве режиссёра) оказало на современность – правда, оказало не сразу. В момент выхода ленты не наблюдалось ни повышенного зрительского ажиотажа1, ни энтузиазма со стороны профессионалов (допустим, не было ни одной номинации на премии «Оскар» и «Золотой глобус»), однако постепенно круг почитателей существенно расширился. Дошло до ежегодных зажигательных фестивалей, моду на которые задали жители Луисвилла, и даже – до… учреждения религии2 дудеизм (или дюдеизм, от прозвища Джефа «», то есть ‘чувак’), насчитывающей сотни тысяч адептов! Очень немногие произведения киноискусства удостаиваются подобной чести.

Большой Лебовски / The Big Lebowski (1998): кадр из фильма

В драматургическом плане «Большой Лебовски» воспринимается своеобразной комбинацией криминальной комедии «Воспитывая Аризону» /1987/ и неонуара «Перекрёсток Миллера» /1990/. С одной стороны нас веселят уморительной, совершенно бесшабашной историей о похищении (как позже выясняется, мнимом), кажущейся абсурдной. Но с другой – по мере развития перипетий сквозь легкомысленную атмосферу начинает явственно проглядывать наследие школы «крутого детектива», благо что братья не скрывали, что вдохновлялись романом Рэймонда Чандлера «Глубокий сон» /1939/. Такое сочетание позволило получить уникальный эффект. Стоило поместить на место циничного, но проницательного частного сыщика (типа Филипа Марлоу или Сэма Спейда) безработного лентяя «Чувака», чьим самым полезным занятием является турнир по боулингу с закадычными приятелями, как привычная мораль заиграла новыми красками. Окружающий мир, конечно, изменился мало: всё так же зиждется на людской алчности, подлости, зависти. Но достаточно перенастроить собственное отношение, открестившись от любых претензий и амбиций, чтобы реальность сказочно преобразилась и даже одарила сюрреалистическим путешествием (унесла в волшебный кегельбан)…

Это Вам может быть интересно  Знак Зорро / The Mark of Zorro (1920)

Большой Лебовски / The Big Lebowski (1998): кадр из фильма

Главной находкой авторов стал, вне всякого сомнения, образ Лебовски – но отнюдь не того, «большого» (вынесенного в заголовок), властного и волевого человека, якобы готового уплатить выкуп в миллион долларов за дражайшую половину. Странно, что, в отличие от Джона Гудмана и Стива Бушеми, Джефф Бриджес изначально не рассматривался Коэнами основным (единственным и неповторимым) кандидатом на роль своего колоритного тёзки, притом что ему не раз доставались схожие партии прежде: в «Громобое и Быстроножке» /1974/, в «Пути Каттера» /1981/, в «Короле-рыбаке» /1991/. Джеффри вскользь упоминает о былых достижениях, но застаём-то мы его в состоянии ничегонеделания, возведённого в образ жизни. Это настоящий «герой нашего времени», истоки которого уходят в эпоху хиппи, протестовавших против капиталистических идеалов чистогана и безостановочной конкуренции, окончательное же формирование которого – совпало с появлением так называемых слакеров. Да, досадное недоразумение вывело «Чувака» из зоны комфорта, заставило понервничать, поучаствовать в заварушке (вплоть до потасовки на автостоянке с незадачливыми похитителями), даже в перспективе – стать отцом, поскольку художница-феминистка Мод остановила выбор именно на нём. Но по факту-то приключений всё в характере расслабленного мужчины осталось, как было.

Большой Лебовски / The Big Lebowski (1998): кадр из фильма

К щедро разбросанным на протяжении повествования культурологическим отсылкам (от вольного повторения изречений из Ветхого Завета до цитат из любимых фильмов, классических и подзабытых), казалось бы, не нужно относиться чересчур всерьёз. Вот и фрагмент телевизионного выступления американского политика, грозящего страшной карой Ираку за оккупацию Кувейта, отзывается эхом в видении, где Саддам Хусейн возникает собственной персоной. Да и во многих других отношениях кинематографисты настойчиво призывают не поддаваться на эстетические провокации, не верить глазам своим – зреть в корень. Вместе с тем в «Большом Лебовски» Коэнам было как никогда важно обозначить чёткий исторический контекст – начало 1990-х. Смена вех, ознаменовавшаяся развалом Советского Союза (что уж удивляться внезапно всплывающему в разговоре Владимиру Ильичу Ленину!) и развязыванием специфической Войны в Персидском заливе, привела к установлению нового порядка вещей. К 1998-му году (между прочим, к моменту незадолго до объявления Российской Федерацией дефолта) минуло достаточно времени, чтобы подвести первые итоги. Буржуазная элита измельчала, нигилисты себя дискредитировали. На авансцену вышли «Чуваки» – в сопровождении таких индивидов, как Собчак, ветеран вьетнамской кампании, выдающий себя за религиозного фанатика (и это при том, что, будучи поляком-католиком, принял иудаизм по настоянию бывшей жены) и готовый, недолго думая, прибегнуть к грубой физической силе. С трагикомическими последствиями, вплоть до скоропостижной смерти Донни… Точность характеристик и впрямь пугает! Жаль только, что Джоэл и Итан Коэны не ставили себе задачу спрогнозировать дальнейшее развёртывание событий.

.

Источник