Полнометражный фильм.
Другие названия: «Багровые реки» / «The Crimson Rivers» (международное англоязычное название).
Франция.
Продолжительность 106 минут.
Режиссёр Матьё Кассовиц (номинация на «Сезар»).
Авторы сценария Жан-Кристоф Гранже, Матьё Кассовиц по роману Жана-Кристофа Гранже.
Композитор Брюно Куле (номинация на «Сезар»).
Оператор Тьерри Арбогаст (номинация на «Сезар»).
Также на премию «Сезар» номинировались: Венсан Тулли, Сирил Хольц (звук), Марилин Монтьё (монтаж).
Жанр: криминальный фильм, детектив, триллер
В престижном университете, расположенном в альпийских горах, совершено зверское убийство, для расследования которого из Парижа прибывает опытный комиссар полиции Пьер Ньеманс (Жан Рено). Тем временем по соседству регистрируется ещё одно, весьма странное правонарушение — осквернение могилы десятилетней девочки. Это дело поручено молодому детективу Максу Керкерьяну (Венсан Кассель). Обнаружив связь между преступлениями, блюстители закона объединяют усилия в расследовании. В расследовании, которое выведет Ньеманса и Керкерьяна на опасную, смертельно опасную правду.
Также в ролях: Карим Бельхадра (комиссар Даман), Надя Фарес (Фанни Ферейра / Жюдит Эро), Доминик Санда (Сестра Андреа), Жан-Пьер Кассель (доктор Бернар Чернезе), Лоран Лафит (Юбер), Франсуа Лаванталь (патологоанатом), Франсен Берже (настоятельница).
Обращение Матьё Кассовица к бестселлеру «Кровавые реки» Жана-Кристофа Гранже, да ещё – адаптированному при участии самого автора, навеяло подозрения в том духе, а не устал ли талантливый режиссёр от создания острых социально-философских произведений («Ненависть» /1995/, «Убийца(ы)» /1997/), принёсших признание? К счастью, в самих «Багровых реках» ещё чувствуется прежний, бескомпромиссный настрой тридцатитрёхлетнего кинематографиста. Открыточная красивость натуры, напряжённая детективная интрига, ряд искусственно введённых ударных эпизодов, включая сцену драки Макса с двумя скинхедами-кикбоксёрами, и прочие завлекательные аттракционы, на которые продюсеры в основном и потратили солидный бюджет (FRF95 млн.), на поверку не оказались самоценными и, хуже того, доминирующими. Впрочем, коммерческий успех ленты, особенно во Франции, где сеансы посетило свыше 3,16 миллионов зрителей, доказал, что вложения не были напрасны. Однако о его последующих, заокеанских постановках этого уже, к сожалению, не скажешь.
Лично я поместил бы «Багровые реки» в один ряд с лучшими голливудскими триллерами 1990-х, создателям которых Кассовиц определённо не уступит в умении не просто по-хичкоковски вызвать мощный саспенс, но и – заострить моральную двусмысленность ситуации. Отличие же заключается в том, что французский коллега Джонатана Демми и Дэвида Финчера уходит от абстрактной интерпретации зла, от поиска порока в самой природе человека или основах мироздания. Развязка отнюдь не опровергает мистические мотивы, призывно звучащие в первой половине повествования, когда кажется, будто за преступлениями стоят могущественные потусторонние силы, убежищем от которых не станет и монастырь (в эффектной, хотя и небольшой, роли сестры Андреи блеснула Доминик Санда, «звезда» 1970-х). Просто стараниями создателей фильма она, мистика, выводится из разряда необъяснимых, сверхъестественных явлений, находя исток во вполне обыденных, земных (естественных!) вещах.
Ещё Эрих Фромм выразительно писал о склонности человека, освободившегося от пут средневековой общинной жизни, к новому идолопоклонству – «крови и почве, к самым очевидным формам которого относятся национализм и расизм». И тень фашизма, упоминаемого поначалу мимоходом и чуть ли не с иронией1, неспроста вырисовывается ближе к финалу предельно чётко. Демоны, скрывающиеся в глубинах расстроенной психики маньяка-убийцы, старательно выпестованы, по мысли авторов, самим обществом, задавшимся амбициозной, практически богоборческой целью – обузданием «багровых рек». И что хуже всего – деяния группы интеллектуалов, манипулирующих, точно заправский кукловод, жизнью студенческого городка одного из самых престижных высших учебных заведений страны, не носят исключительного характера, лишь доводя до крайности тенденции, объективно наличествующие в стране. В Европе, на Западе в целом, на Земле рубежа веков?..
.