Полнометражный фильм.
Другие названия: «Кофе с молоком» / «Café au lait» (международное название).
Франция, Бельгия.
Продолжительность 94 минуты.
Режиссёр Матьё Кассовиц.
Автор сценария Матьё Кассовиц.
Композиторы Жан-Поль Долн, Мари Долн.
Оператор Пьер Айм.
Жанр: комедия, драма
Лола Модуэ (Жюли Модуэ) приглашает к себе домой Джамаля Саддама Абоссоло М’бо (Юбер Кунде) и Феликса (Матьё Кассовиц), с которыми одновременно поддерживала романтические отношения, чтобы объявить, что беременна, причём она не знает, кто отец будущего ребёнка. Парней ситуация, естественно, шокирует, и отнюдь не потому, что первый является чернокожим (сыном дипломата африканской страны, студентом), а второй — белым, из семьи иудеев. Девушка-метиска не просит помощи — лишь предупреждает, что намерена родить ребёнка…
Также в ролях: Венсан Кассель (Макс), Тадек Локчиньский (дедушка Феликса), Жани Холт (бабушка Феликса), Рывка Вайсброт (тётя Феликса), Элоиза Раут (Сара), Марк Берман (Морис), Андре Даман (мать Мориса), Берта Баго (бабушка Лолы), Жан-Пьер Кассель (доктор Пужоль, гинеколог), Фелисити Вуасси (акушерка), Брижжит Бемоль (девушка Джамаля), Лидия Эванде (Мэрилин), Антони Сутер (полицейский), Петер Кассовиц (профессор юридического факультета).
Матьё Кассовиц пошёл по стопам своего отца Петера, начинавшего на актёрском поприще (между прочим, дебютировав у Жана-Люка Годара, в фильме «Жить своей жизнью» /1962/), а затем – переключившегося на режиссуру и написание сценариев. Вместе с тем, даже если бы в диалогах не мелькнуло имя Спайка Ли, его сравнение с этим (тогда уже признанным) афро-американским кинематографистом всё равно бы напрашивалось. Дело не только в общности затронутых тем, включая отношения представителей разных рас и культур, сосуществующих в современном западном (неважно, заокеанском или европейском) мегаполисе. Подобно коллеге Матьё прибегает в раскованному киноязыку, замечательно передающему атмосферу улиц, суматошный ритм бытования, и одновременно – перевоплощается в образ Феликса (имя в переводе с латыни означает ‘счастливый’, ‘благополучный’), не очень-то задумывающегося о будущем, трудясь курьером, а подрабатывая сбытом по мелочи наркотиков. Как тут не отметить параллели с Муки (разносчиком пиццы из замечательной трагикомедии «Делай как надо!» /1989/), пусть молодой француз и воспитывался в добропорядочной, чтущей традиции предков еврейской семье?..
Впрочем, самое время сделать принципиальную оговорку. Кассовиц по праву известен своими остросоциальными картинами, будь то душераздирающая драма «Ненависть» /1995/ или напряжённый детектив «Багровые реки» /2000/, причём соответствующая заявка прозвучала уже в ранних короткометражках1. Но «Метиска», пока не снискавшая зрительского успеха (89 тысяч проданных билетов при бюджете порядка $668 тыс.), производит впечатление самой светлой и жизнеутверждающей его работы. Матьё даже сторонится сарказма, в пику тому же Спайку в ленте «Ей это нужно позарез» /1986/, где Нола никак не могла сделать выбор в пользу одного из трёх (до смешного не похожих друг на друга) любовников. Драматическая ситуация задаётся почти сразу (Лола ошарашивает избранников новостью о беременности), однако соперники, пройдя через сомнения и подавив взаимную неприязнь, приходят к парадоксальному совместному решению. В конечном итоге оказывается не так уж важно, кто биологический отец: главное – чтобы ребёнок (белый или темнокожий) родился здоровым, а девушка сполна познала радости материнства.
Режиссёр-сценарист не отказывает себе в удовольствии раскрыться наблюдательным, чуть ироничным бытописателем, погружая публику в хорошо изученную социальную среду. Отдельного упоминания заслуживает линия отношений со старшим братом Максом (интересная ранняя роль сына Жана-Пьера Касселя Венсана), успевшим нажить неприятности с законом и теперь сожалеющим об ошибках отрочества. Но в «Метиске» ему удаётся и нечто большее – возвыситься до обобщения. Общественные процессы, которыми публицисты, социологи да и рядовые обыватели всерьёз озаботились в десятые годы следующего столетия, вызревали гораздо раньше – задолго до наплыва беженцев, ринувшихся в Старый Свет, спасаясь от череды инспирированных извне (прежде всего Соединёнными Штатами, но в координации с союзниками по НАТО) локальных войн. Молодой кинематографист прозорливо заметил, что родная страна постепенно превращается в расово-культурном отношении в «метиску». Правда, особой проблемы в этом не видел, резонно полагая, что корень бед лежит в иной – политэкономической – плоскости, порождающей неизбывную при капитализме межклассовую ненависть. О чём совсем скоро выскажется предельно жёстко и бескомпромиссно.
.