Дни жатвы / Days of Heaven (1978)

дни жатвы
баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Дни Жатвы» (вариант написания названия), «Оставайся голодным» / «Stay Hungry» (рабочее название).

США.

Продолжительность 94 минуты.

Режиссёр Терренс Малик (премия Каннского МКФ и номинация на «Золотой глобус»).

Автор сценария Терренс Малик (премия «Давид ди Донателло»).

Композитор Эннио Морриконе (номинация на «Оскар»).

Оператор Нестор Альмендрос (премия «Оскар»), дополнительно приглашённый оператор Хаскелл Уэкслер.

Также на «Оскар» номинировались: Патриция Норрис (художник по костюмам), Джон Уилкинсон, Роберт У. Гласс-мл., Джон Т. Райтц, Барри Томас (звук).

Жанр: драма, мелодрама

1916-й год, Чикаго. Билл (Ричард Гир), трудящийся на сталелитейном заводе, в пылу ссоры убивает бригадира и пускается в бега вместе со своей подругой Эбби (Брук Адамс) и её младшей сестрой Линдой (Линда Манц), выдавая себя за их брата. Судьба заводит скитальцев на территорию Техасского выступа, где они устраиваются на работу, подрядившись участвовать в уборке урожая. Состоятельный фермер (Сэм Шепард), которому принадлежат земли, влюбляется в Эбби и делает женщине предложение руки и сердца. Билл убеждает избранницу согласиться, поскольку подслушал разговор мужчины с доктором, уверявшим, что тому осталось жить совсем недолго…

Также в ролях: Роберт Уилк (бригадир на ферме), Стюарт Марголин (бригадир на мельнице), Дуг Кершоу (скрипач), Ричард Либертини (главный актёр в водевиле), Джин Белл (танцор), Боб Уилсон (бухгалтер), в эпизоде Терренс Малик (работник на мельнице, без указания в титрах).

Дни жатвы / Days of Heaven (1978): кадр из фильма

Терренс Малик с единомышленниками на удивление легко нашёл понимание у руководства , закрывшего глаза на перерасход выделенных средств (производственный бюджет оценивается в $3 млн.), разрешившего режиссёру снимать неспешно и много, а затем – монтировать фильм на протяжении двух лет. Восторженные отзывы кинокритиков и награда Каннского международного кинофестиваля всё-таки не помогли существенно увеличить кассовые сборы (составили $3,4 млн.), но… этому не придали особого значения. Чарльз Бладорн, возглавлявший конгломерат , в который входила кинокомпания, оказался сражён результатом, предложив Малику щедрый гонорар в размере $1 млн. за реализацию практически любого следующего проекта. Вот что делала атмосфера Нового Голливуда! К сожалению, Терренс ответил отказом и уехал в Париж, чувствуя, что остро нуждается в отдыхе. А тем временем ситуация на «фабрике грёз» радикально изменилась, и творческая пауза мастера затянулась на два долгих десятилетия.

Дни жатвы / Days of Heaven (1978): кадр из фильма

«Дни жатвы» в значительной степени продолжают линию, начатую в пронзительных «Пустошах» /1973/. Билл ведёт себя не менее импульсивно, чем Кит, совершая в состоянии аффекта особо тяжкое преступление да и вообще не видя ничего зазорного в том, чтобы спорадически нарушать закон.

Работа на сталелитейном заводе, равно как и тяжёлый труд на уборке урожая, нимало не способствовали не то что росту классового сознания, а элементарному накоплению житейской мудрости, которую, конечно, не следует путать с изворотливостью и прытью. Казалось бы, судьба одаривает парня шансом – и ему удаётся убедить Эбби согласиться на предложение фермера. Однако тайное рано или поздно становится явным – и приревновавший мужчина, всё сильнее подозревающий неладное в отношениях «брата» с «сестрой», помимо собственной воли выступает орудием Провидения.

Это Вам может быть интересно  Весёлые и загорелые / Les bronzés 3: amis pour la vie (2006)

Финал, когда на поля обрушиваются полчища саранчи, а очередная ссора выливается в грандиозный пожар, приобретает воистину библейский размах, причём авторам даже не пришлось вводить мистические мотивы (на манер Джона Бурмена в «Изгоняющем дьявола 2» /1977/). В сюжете при желании несложно обнаружить отголоски классических романов «Три мушкетёра» /1844/ Александра Дюма-отца (отношения Миледи Винтер с мнимым братом, выдававшим себя за священника, и графа де ла Фер) и «Крылья голубки» /1902/ Генри Джеймса. Но уже название, отсылающее к Ветхому Завету (Второзаконие, глава 11, стих 222), переводит экранные события из «светской» если и не в однозначно религиозную, то по меньшей мере – в метафизическую плоскость.

К тому же, Авраам тоже выдавал благоверную Сарру за сестру, обманув фараона, чем навлёк на властителя (на властителя, не на себя!) гнев Господень. Дополнительную глубину повествованию сообщает точно найденный исторический контекст: беснующееся пламя почти неизбежно вызывает ассоциацию с бушующей Первой мировой войной (ещё одна принципиальная перекличка с «Пустошами»), куда уже отправляются и американцы. Отправляются без Билла, которому не удалось избежать расплаты…

Дни жатвы / Days of Heaven (1978): кадр из фильма

«Дни жатвы» производят тем более мощное впечатление, что размышления художника об участи конкретной личности (об участи, поразительным образом рифмующейся с судьбами мира) облечены в очень яркую форму, привлёкшую внимание не меньше, чем содержание.

Нестор Альмендрос и сменивший коллегу Хаскелл Уэкслер могли позволить себе уникальный эксперимент – вести съёмки в так называемый «волшебный час» (или, на жаргоне отечественных операторов, «в режим»), длящийся каждые сутки всего несколько десятков минут на исходе светового дня. Это придало изображению крайне необычное, именно магическое по ощущениям свойство, дополнительно усиленное музыкальным лейтмотивом – отрывком из седьмой части («Аквариум») сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». И в целом получился эффект поистине неравнодушной природы, очень чутко реагирующей на малейшие колебания внутреннего состояния людей. Беглецы от горькой нужды и от правосудия получают возможность лишь ненадолго почувствовать себя, точно в земном раю. Гибель Билла, настигнутого-таки меткой пулей, волей-неволей воспринимается предтечей надвигающихся глобальных катаклизмов – краха привычных устоев.

Ричард Гир впоследствии сыграл массу заметных ролей, но, пожалуй, так и не смог ни разу добиться столь же уникального погружения в образ – выразить мятущийся дух индивида, учиняющего персональный бунт против существующего положения вещей. Да и в Сэме Шепарде, известном прежде всего на поприще драматурга, Терренс Малик прозорливо разглядел актёрский талант.

.

Источник