Полнометражный фильм.
Другие названия: «Как насчёт Боба?» / «Что там с Бобом?» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 99 минут.
Режиссёр Фрэнк Оз.
Автор сценария Том Шульман по сюжету Элвина Сарджента и Лоры Зискин.
Композитор Майлз Гудман.
Оператор Михаэль Балльхаус.
Жанр: комедия
Доктор Лео Марвин (Ричард Дрейфус) соглашается помочь коллеге, взяв его пациента Боба Уайли (Билл Мюррей), страдающего массой фобий и комплексов. Установочный сеанс проходит хорошо. Единственное, что расстраивает Боба, — долгое отсутствие Лео, как раз уехавшего в отпуск вместе с семьёй: супругой Фэй (Джули Хагерти), дочерью Анной (Кэтрин Эрбе) и сыном Зигмундом (Чарли Корсмо). Отчаявшись, Уайли идёт на ухищрение и узнаёт место отдыха лечащего врача. Марвина ждёт крайне неприятный сюрприз!
Также в ролях: Том Олдридж (мистер Гаттман), Сьюзан Уиллис (миссис Гаттман), Дорис Белак (доктор Катерина Томски), Роджер Боуэн (Фил), Фрэн Брилл (Лили Марвин), Брайан Редди (Карсвелл Фенстервальд), Аида Туртурро (проститутка).
Крайне неохотно (наступив на горло собственной песне, как сказал бы Владимир Маяковский) доктор Марвин признаёт свою неправоту и выражает готовность принести извинения дражайшей половине с детьми. «А как же Боб?» – спрашивает супруга, прозрачно намекая, что Лео в отношении пациента также повёл себя не очень красиво. Ещё раз этот вопрос звучит из уст Фэй после того, как муж, поехавший с Уайли на автомобиле, вернулся один, с жутко самодовольным видом. Таким вот изящным образом Том Шульман, взявший за основу сюжет Элвина Сарджента и Лоры Зискин (продюсера фильма), подчеркнул, как радикально по-разному относятся к незваному гостю глава семьи и его домочадцы. Кинодраматург накануне раскрылся тонким психологом, поведав пронзительную историю об «обществе мёртвых поэтов», а между тем гораздо чаще демонстрировал склонность к юмористическим кинопроизведениям. Психоаналитики и психиатры вкупе с беспокойными душевнобольными частенько1 становились в Голливуде объектом зубоскальства, но настолько меткого и уморительного диагноза никто прежде, кажется, не ставил.
Чрезвычайно напряжённо складывавшиеся на съёмочной площадке отношения ведущих «звёзд» сразу не являлись ни для кого секретом, а впоследствии данное обстоятельство публично (независимо друг от друга) подтвердили обе стороны конфликта. И Фрэнк Оз не постеснялся сознаться в одном из интервью, что всячески подливал масла в огонь, резонно полагая: это работает на замысел. Так и есть! Лента не только снискала горячий приём широкой аудиторией (кассовые сборы составили $63,7 млн., хотя и при солидном бюджете $39 млн.), но и была названа… любимой картиной со своим участием как Биллом Мюррем, так и Ричардом Дрейфусом. Режиссёр, поступив, как завзятый манипулятор и провокатор высшей пробы, добился-таки поразительной правды характеров и ситуаций. Ненависть до того натуральна, что мы охотно верим в нагромождение нелепых обстоятельств – и во всё более острые и всё менее адекватные реакции доктора Марвина на Боба, жутко раздражающего искушённого мозгоправа, искренне стараясь сделать, как лучше.
Вполне возможно, что получилось бы не хуже, если б роль Лео сыграл Вуди Аллен, известный любитель поязвить про фрейдизм и неофрейдизм (кстати, имена детей – явные реверансы в адрес профессора из Вены), которому даже разрешили вносить коррективы в сценарий. Но и в том виде, в каком фильм увидел свет, всё-таки не хочется вести речь лишь о непритязательной комедии. Шутки шутками, а по факту Марвин оказался не столь уж скверным специалистом в своём деле, во всяком случае – на голову выше коллеги, поспешившего избавиться от невыносимого, прилипчивого пациента. Мало того, идеи, заложенные в его книге «Ребячьи шаги» (), оказались в целом верными. Ведь дали же, дали положительные результаты применительно к Бобу, пусть и дорогой ценой… Главное здесь, конечно, заключается в том, что человек, подверженный несчётным фобиям, в какой-то момент рискнул открыться необъятному миру – и принялся, помаленьку двигаясь вперёд, с детской непосредственностью откликаться на происходящие события. Учёный муж, напротив, начал относиться ко всему на свете не в меру серьёзно, за что и поплатился. Вот и в финале… Нет бы порадоваться, что вышел из длительного кататонического состояния, а он по-прежнему даёт волю неприязни. Забавно, что Дрейфус спустя годы – в апреле 2015-го – как бы последовал примеру своего персонажа, попытавшего через суд доказать факт плагиата (Уайли осмыслил пережитый опыт в книге «Терапия смертью»), и подал иск против , обвинив топ-менеджмент в сокрытии части прибыли, принесённой давним кинохитом.
.