А как же Боб? / What About Bob? (1991)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Как насчёт Боба?» / «Что там с Бобом?» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 99 минут.

Режиссёр Фрэнк Оз.

Автор сценария Том Шульман по сюжету Элвина Сарджента и Лоры Зискин.

Композитор Майлз Гудман.

Оператор Михаэль Балльхаус.

Жанр: комедия

Доктор Лео Марвин (Ричард Дрейфус) соглашается помочь коллеге, взяв его пациента Боба Уайли (Билл Мюррей), страдающего массой фобий и комплексов. Установочный сеанс проходит хорошо. Единственное, что расстраивает Боба, — долгое отсутствие Лео, как раз уехавшего в отпуск вместе с семьёй: супругой Фэй (Джули Хагерти), дочерью Анной (Кэтрин Эрбе) и сыном Зигмундом (Чарли Корсмо). Отчаявшись, Уайли идёт на ухищрение и узнаёт место отдыха лечащего врача. Марвина ждёт крайне неприятный сюрприз!

Также в ролях: Том Олдридж (мистер Гаттман), Сьюзан Уиллис (миссис Гаттман), Дорис Белак (доктор Катерина Томски), Роджер Боуэн (Фил), Фрэн Брилл (Лили Марвин), Брайан Редди (Карсвелл Фенстервальд), Аида Туртурро (проститутка).

А как же Боб? / What About Bob? (1991): кадр из фильма

Крайне неохотно (наступив на горло собственной песне, как сказал бы Владимир Маяковский) доктор Марвин признаёт свою неправоту и выражает готовность принести извинения дражайшей половине с детьми. «А как же Боб?» – спрашивает супруга, прозрачно намекая, что Лео в отношении пациента также повёл себя не очень красиво. Ещё раз этот вопрос звучит из уст Фэй после того, как муж, поехавший с Уайли на автомобиле, вернулся один, с жутко самодовольным видом. Таким вот изящным образом Том Шульман, взявший за основу сюжет Элвина Сарджента и Лоры Зискин (продюсера фильма), подчеркнул, как радикально по-разному относятся к незваному гостю глава семьи и его домочадцы. Кинодраматург накануне раскрылся тонким психологом, поведав пронзительную историю об «обществе мёртвых поэтов», а между тем гораздо чаще демонстрировал склонность к юмористическим кинопроизведениям. Психоаналитики и психиатры вкупе с беспокойными душевнобольными частенько1 становились в Голливуде объектом зубоскальства, но настолько меткого и уморительного диагноза никто прежде, кажется, не ставил.

А как же Боб? / What About Bob? (1991): кадр из фильма

Чрезвычайно напряжённо складывавшиеся на съёмочной площадке отношения ведущих «звёзд» сразу не являлись ни для кого секретом, а впоследствии данное обстоятельство публично (независимо друг от друга) подтвердили обе стороны конфликта. И Фрэнк Оз не постеснялся сознаться в одном из интервью, что всячески подливал масла в огонь, резонно полагая: это работает на замысел. Так и есть! Лента не только снискала горячий приём широкой аудиторией (кассовые сборы составили $63,7 млн., хотя и при солидном бюджете $39 млн.), но и была названа… любимой картиной со своим участием как Биллом Мюррем, так и Ричардом Дрейфусом. Режиссёр, поступив, как завзятый манипулятор и провокатор высшей пробы, добился-таки поразительной правды характеров и ситуаций. Ненависть до того натуральна, что мы охотно верим в нагромождение нелепых обстоятельств – и во всё более острые и всё менее адекватные реакции доктора Марвина на Боба, жутко раздражающего искушённого мозгоправа, искренне стараясь сделать, как лучше.

Это Вам может быть интересно  Оливер Стоун вступился за Россию и Путина

А как же Боб? / What About Bob? (1991): кадр из фильма

Вполне возможно, что получилось бы не хуже, если б роль Лео сыграл Вуди Аллен, известный любитель поязвить про фрейдизм и неофрейдизм (кстати, имена детей – явные реверансы в адрес профессора из Вены), которому даже разрешили вносить коррективы в сценарий. Но и в том виде, в каком фильм увидел свет, всё-таки не хочется вести речь лишь о непритязательной комедии. Шутки шутками, а по факту Марвин оказался не столь уж скверным специалистом в своём деле, во всяком случае – на голову выше коллеги, поспешившего избавиться от невыносимого, прилипчивого пациента. Мало того, идеи, заложенные в его книге «Ребячьи шаги» (), оказались в целом верными. Ведь дали же, дали положительные результаты применительно к Бобу, пусть и дорогой ценой… Главное здесь, конечно, заключается в том, что человек, подверженный несчётным фобиям, в какой-то момент рискнул открыться необъятному миру – и принялся, помаленьку двигаясь вперёд, с детской непосредственностью откликаться на происходящие события. Учёный муж, напротив, начал относиться ко всему на свете не в меру серьёзно, за что и поплатился. Вот и в финале… Нет бы порадоваться, что вышел из длительного кататонического состояния, а он по-прежнему даёт волю неприязни. Забавно, что Дрейфус спустя годы – в апреле 2015-го – как бы последовал примеру своего персонажа, попытавшего через суд доказать факт плагиата (Уайли осмыслил пережитый опыт в книге «Терапия смертью»), и подал иск против , обвинив топ-менеджмент в сокрытии части прибыли, принесённой давним кинохитом.

.

Источник