Что такое когнитивная психология простыми словами, и как она работает

Почему мы иногда запоминаем какие-то пустяки и при этом никак не можем воскресить в памяти важную информацию? Что ж, это один из многих вопросов, на которые пытается ответить когнитивная психология.

Когнитивная психология: кратко и понятно

Это научный подход к человеческому разуму, который интересуется всем тем, что творится внутри нашей головы. Среди основных процессов, изучаемых когнитивной психологией: память, внимание, речь, восприятие, обучение, мышление, воображение.

У когнитивной психологии есть масса практических применений. Например:

  • борьба с нарушениями памяти;
  • помощь в восстановлении от черепно-мозговых травм;
  • улучшение процесса обучения;
  • повышение точности принятия решений;
  • построение систем искусственного интеллекта (ИИ).

Удивлена, увидев в этом списке работу с интеллектуальными системами? В этом переплетении изучения человеческой психики и обучении машин нет ничего необычного.

Представители когнитивной психологии считают, что наш мозг имеет много общего с компьютером. Посуди сама: мы воспринимаем информацию, поступающую из внешней среды (ввод). Затем храним ее в памяти (на нашем «жестком диске»), а потом, когда она нам нужна — вспоминаем (вывод).

Еще одна из основных идей когнитивной психологии заключается в том, что наше поведение может быть в значительной степени объяснено с точки зрения того, как работает разум, то есть подхода к обработке входящей информации.

Данный подход в психологии направлен на попытку глубже понять, как работает наш мозг, чтобы создать работающие стратегии, которые смогли бы помочь людям с расстройствами памяти. Да и всем остальным, кто хочет лучше запоминать информацию и понимать свое поведение, тоже.

История когнитивной психологии

У когнитивной психологии нет какого-то одного основателя — она рождалась постепенно, в несколько этапов, в результате размышлений и публикаций работ нескольких ученых. Толчком к ее появлению стало несогласие некоторых психологов с идеями бихевиоризма, в основе которого лежали опыты с животными и утверждение, что люди ведут себя так же.

«Днем рождения» направления, о котором идет речь, некоторые считают 11 сентября 1956 года. В этот день в Массачусетском технологическом институте собрались специалисты по информационной теории, совершившие «когнитивную революцию».

Основные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг и Борис Величковский.

Последний из них выделил три важных тезиса:

  • Появлению когнитивной психологии способствовали достижения в таких технических дисциплинах, как эргономика и инженерная психология.
  • Среди основателей — представители гештальтпсихологии, необихевиоризма и нейробиологии.
  • Одна из основных задач — создание новых, более эффективных способов психологической поддержки обучения детей.

В противовес идеи о том, что все началось на встрече нескольких интеллектуалов, существует мнение, что когнитивная психология «родилась» благодаря выходу книги (вернее, тогда еще статьи) американского психолога Джорджа Миллера «Магическое число, семь плюс-минус два» в 1956 году.

Ученый обнаружил, что краткосрочное запоминание длится всего от 20 до 30 секунд, и наша память в этот момент способна удерживать от пяти до девяти элементов (иначе говоря, 7 ± 2). Свои наблюдения Миллер опубликовал в работе, которая не только сыграла большую роль в формировании новой отрасли, но и стала одной из наиболее цитируемых в психологической науке.

Чем занимаются когнитивные психологи

Один из основных методов исследования в когнитивной психологии (помимо анкет и опросников) — лабораторный эксперимент. Поэтому большинство представителей этой области — ученые, которые работают в различных институтах и исследовательских центрах. Однако есть среди них и практики, трудящиеся в больницах и клиниках.

Вот несколько примеров проблем, с которыми к ним можно обратиться:

  • болезнь Альцгеймера;
  • слабоумие или потеря памяти;
  • лечение черепно-мозговой травмы;
  • ограниченные возможности в обучении;
  • проблемы с восприятием или сенсорными органами;
  • речевое или языковое расстройство.

Нам иногда кажется, что такие навыки, как способность концентрироваться на чем-то или решать текущие проблемы, это нечто само собой разумеющееся. Однако когда в процессоре нашего «компьютера» (мозга) происходит сбой, в жизни начинается хаос.

Даже незначительные проблемы с памятью сильно затрудняют детям обучение в школе, а взрослым — выполнение их рабочих обязанностей. Человек может сначала забыть о дне рождения близких, затем, где он оставил ключи или даже что ел сегодня на завтрак.

Кроме проблем со вниманием и памятью, когнитивный подход может быть полезен и при работе с негативным мышлением. Хотя нам всем временами свойственно видеть мир в «темных тонах», постоянная концентрация на отрицательных моментах может иметь такие неприятные последствия, как:

  • повышение уровня стресса;
  • чувство приобретенной беспомощности;
  • изоляция;
  • суицидальные мысли.
Это Вам может быть интересно  Сначала сделала, потом подумала: признаки импульсивности и способы ее контроля

Людям с пессимистическим мышлением когнитивный психолог может помочь заменить угнетающие и негативные модели на более позитивные и реалистичные.

Помощь когнитивной психологии в лечении психических расстройств

Модели мышления играют большую роль в нашей жизни и иногда стоят за различными психическими проблемами. Благодаря исследованиям в этой области когнитивных психологов были разработаны новые подходы к лечению таких проблем, как:

  • повышенная тревожность;
  • депрессия;
  • фобии.

Методы когнитивной психологии

Для работы с этими и другими психическими расстройствами используются два метода, сосредоточенных на когнитивных процессах, которые могут спровоцировать появление проблемы.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Этот популярный метод психотерапии основывается на предположении о том, что виновниками психологических расстройств являются ошибки в мышлении. Следовательно, если их устранить, то человек научится решать те проблемы, которые прежде казались непреодолимыми, и сумеет в дальнейшем справляться с трудностями.

Это, в свою очередь, должно помочь избавиться от неприятных симптомов (таких, как панические атаки). В отличие от психоанализа, во время сеанса терапевт не предлагает человеку углубляться в прошлое, сосредотачиваясь на том, что клиент думает и чувствует в данный момент.

От поведенческой когнитивную психотерапию отличает большее внимание к внутреннему опыту пациента, его желаниям, размышлениям, переживаниям и установкам. Данный вид терапии эффективен при ряде расстройств, что было подтверждено многочисленными исследованиями.

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ)

В этом методе терапевт помогает клиенту обнаружить его иррациональные убеждения и другие когнитивные искажения (идеи, предположения, стереотипы), не соответствующие реальности, а также вызывающие внутренние конфликты.

По словам основателя РЭПТ Альберта Эллиса, одна из основных задач данной терапии в том, чтобы помочь человеку отделить внушенное «я должен» от «я хочу». А затем клиенту предстоит избавиться от навязанных установок и начать прислушиваться к своим желаниям.

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия активно применяется при различных расстройствах личности (например, пограничном расстройстве личности).

Влияние когнитивной психологии

Исследования в области когнитивной психологии могут показаться академическими и далекими от тех проблем, с которыми ты сталкиваешься в повседневной жизни. Однако их результаты играют важную роль в том, как профессионалы подходят к лечению психических заболеваний, черепно-мозговых травм и дегенеративных заболеваний головного мозга.

Кроме того, благодаря работе когнитивных психологов мы можем:

  • лучше определить способы измерения интеллектуальных способностей человека;
  • разработать новые стратегии борьбы с проблемами памяти;
  • расшифровать работу человеческого мозга;
  • лучше понять, как развиваются дети.

И, наконец, в рамках этой области изучаются те явления, которые нам всем знакомы не понаслышке. Например, теория когнитивного баланса рассматривает то, как у нас складывается отношение к какому-то человеку.

А когнитивный диссонанс, в свою очередь, описывает тот внутренний конфликт, который возникает у нас при несоответствии действительности с нашими установками. Так что когнитивная психология нам гораздо ближе, чем кажется.

Источники и литература:

1) Atkinson, R. C., & Shiffrin, R. M. (1968). Chapter: Human memory: A proposed system and its control processes. In Spence, K. W., & Spence, J. T. The psychology of learning and motivation (Volume

2) New York: Academic Press. pp. 89–195. 2) Beck, A. T, & Steer, R. A. (1993). Beck Anxiety Inventory Manual. San Antonio: Harcourt Brace and Company.

3) Hollon, S. D., & Beck, A. T. (1994). Cognitive and cognitive-behavioral therapies. In A. E. Bergin & S.L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (pp. 428–466). New York: Wiley.

4) Köhler, W. (1925). An aspect of Gestalt psychology. The Pedagogical Seminary and Journal of Genetic Psychology, 32(4), 691-723.

5) Miller, G. A. (1956). The magical number seven, plus or minus two: some limits on our capacity for processing information. Psychological Review, 63 (2): 81–97.

6) Neisser, U (1967). Cognitive psychology. Appleton-Century-Crofts: New York

7) Newell, A., & Simon, H. (1972). Human problem solving. Prentice-Hall.

8) Tolman, E. C., Hall, C. S., & Bretnall, E. P. (1932). A disproof of the law of effect and a substitution of the laws of emphasis, motivation and disruption. Journal of Experimental Psychology, 15(6), 601.Tolman E. C. (1948). Cognitive maps in rats and men. Psychological Review. 55, 189–208

9) Wiener, N. (1948). Cybernetics or control and communication in the animal and the machine. Paris, (Hermann & Cie) & Camb. Mass. (MIT Press).