Фиолетовый — независимость, а синий — сила: психология цвета и их значение для человека

баннерная реклама в интернете

По цвету одежды, аксессуаров, предметов интерьера можно многое сказать о человеке, его темпераменте, внутреннем мире, моральном состоянии. О том, что означают цвета в психологии человека, рассказал психолог Евгений Идзиковский.

Значение цветов в психологии

Человеческий мозг мыслит цельными образами. О чем бы мы ни подумали, в голове рисуются картинки, слышатся звуки, голоса, возникают ощущения, могут появляться запахи и вкусы. Иногда что-то из этого преобладает, но чем важнее событие или идея для нас, тем более полным становится образ.

Чаще всего первой и основной составляющей является именно визуальная. Мы с удивлением можем отметить, что возникает не совсем то же изображение, что мы видим в реальной жизни. С помощью цвета, яркости, форм наш мозг как будто кодирует человеческие переживания и оценки.

Вспомни неприятного человека или грустное событие. А теперь, наоборот, что-то радостное. Цвета отличаются. Даже если совпадают время года, время суток и освещение. Когда мы смотримся в зеркало или видим других людей, наше восприятие радикально отличается в зависимости от цветовой гаммы.

Каждый цвет воспринимается по-своему в разные моменты жизни и даже просто в течение дня. В начале XX века это подметил психолог Макс Люшер. Он создал цветовой тест, который в наши дни используют для быстрой диагностики психологических состояний.

Конечно, во всех культурах есть своя история, поэтому в каждой стране тот или иной цвет может трактоваться по-разному. Далее остановимся преимущественно на России.

Черный

Физически — это отсутствие света. Но мы все равно реагируем на черный цвет: черный цвет в психологии связываем с властью, элегантностью, часто со спокойствием, тишиной. Ноты серебра усиливают «благородство».

Негативная сторона — смерть, траур, несчастье, зло. Русский язык только усиливает эти ощущения: темные делишки, темная сторона, черное сердце и так далее. Почти все словесные ассоциации будут неприятны. Как и связанные чувства — зависть, обида, страх, печаль.

На терапевтических сеансах часто приходится работать именно с негативными переживаниями (действительно, зачем приходить к психологу, если у тебя все замечательно). Специалист просит человека рассказать о своих чувствах, чтобы они приобрели некоторую материальность, и с ними стало проще взаимодействовать.

Если у этих чувств есть цвет, то он, как правило, довольно темный. Изредка красного спектра. Черный цвет в одежде достаточно красноречиво характеризует человека. Конечно, если это системный, а не разовый выбор (ведь у каждой женщины в гардеробе есть «маленькое черное платье»). Чем темнее одежда, тем в большем эмоциональном дискомфорте живет человек. Это хорошо видно на контрасте «до/после» терапии.

Когда проработаны все проблемы и восстановлено моральное состояние — люди меняют гардероб. Им хочется одеваться светлее и ярче. Потому что одеждой мы выражаем свою личность, свое состояние. А если мы счастливы — зачем надевать черное?

Фиолетовый

Фиолетовый цвет в психологии символизирует независимость, желание самовыразиться и самоутвердиться. Часто его выбирают феминистки, которые активно отстаивают идею равенства полов. Люди, предпочитающие фиолетовый, обычно являются интересными личностями.

Еще это цвет таинственности. Он сразу добавляет какую-то загадку, волшебство. Если его много, то образ темнеет, может создавать ощущение давления и разочарования одновременно. А в небольших долях — это роскошь и мудрость. Интересно, что многие воспринимают этот цвет как вызов, связывают его с властью и высокомерием. Исторически фиолетовые красители были самыми дорогими, поэтому такую одежду могли себе позволить только короли и солидные господа.

Синий

Воздействие на психику зависит от оттенка. В психологии цветов синий и голубой влияют на нас совершенно по-разному. Ярко-синий цвет активизирует умственную деятельность, делает человека возбужденным, импульсивным. Именно поэтому эмоциональным людям нужно относиться к такому оттенку с осторожностью. А голубой и глубокий синий, наоборот, связаны со спокойствием и умиротворением.

Это цвет, который, наряду с зеленым, в естественной природе мы видим чаще всего — цвет чистого неба и воды. Он нас успокаивает. Большинство людей расслабляется, глядя на синий цвет. В некоторых техниках гипнотизации специально просят воображать себе бескрайний синий простор.

Еще 150 лет назад в обществе полагали, что маленьким мальчикам не подходит голубой. Это слишком нежный цвет, поэтому его выбирали для девочек, а «мужским» считался розовый. Сейчас все перевернулось. Возможно, это связано с тем, что синий стал очень официальным. Это самый частый цвет для любой деловой и государственной формы.

Исследования показали, что если ты хочешь получать больше внимания от мужской аудитории, то лучше выбирать синюю рубашку. А если стремишься заинтересовать женщин — отдай предпочтение коричневым оттенкам. Ассоциации к синему цвету — холодность, формальность, надежность, сила, спокойствие. Голубой добавляет легкости и нежности.

Это Вам может быть интересно  Чему мы можем научиться у Милагрос из «Дикого ангела»: феномен героини разбирает психолог

В помещениях, выкрашенных в синий, люди лучше работают, но меньше хотят есть. Возможно, потому, что такой цвет очень редко встречается в естественной еде. Синяя пища подозрительна. Не исключено, что она испортилась.

Красный

Красный цвет в психологии цветов вызывает максимальные эмоции. Это цвет опасности и крови. В языковых культурах постепенно появлялись цвета, и красный — самый древний из всех. Потому что он самый важный. Хочешь привлечь к себе внимание? Используй красный. Чем ярче и насыщенней — тем больше эффект. Здесь нет четкого деления на «хорошо/плохо»: это, скорее, призыв к действию. Бей, беги, занимайся любовью.

Это довольно смелый цвет. Далеко не каждый человек будет использовать в повседневной одежде алый или ярко-красный. Это заявка на лидерство и сильные внутренние качества, агрессию, доминантность.

При этом красный очень противоречив. Некоторые его оттенки дают тепло и уют, а стоит чуть-чуть изменить тон — и вот уже мы видим предупреждение и опасность. Можно, кстати, вспомнить дорожные знаки. Красный там не просто так. Если связывать цвет с конкретными чувствами — обычно люди видят так гнев (но не злость, потому что злость чаще черная), страсть, энергию.

Теплое розовое свечение может быть нежностью, а ровный сильный красный — большой любовью. Стоит покрасить стены в красный — и вот растет кровяное давление, ускоряется метаболизм.

Зеленый

Это цвет травы и деревьев. Самый спокойный. Он меньше всего создает активность. Разрешает расслабиться, но не так, как синий. Это более доброе расслабление, более радостное. Не холодное. В сочетании с золотым внезапно связывается с богатством и солидностью. Зеленый — очень живой цвет. Его главное слово — развитие. Быстрое, динамичное.

Если представить себе график с красным, синим и зеленым, то красным будет отмечена угроза или главный фокус внимания, синим — план, а зеленым — продвижение и «все хорошо». В нем почти нет конкурентности и борьбы.

Черный противопоставляет, красный заявляет о себе, синий предлагает сыграть в формальную игру, а зеленый дружит со всеми. Импрессионисты любили ставить красный и зеленый рядом, чтобы порождать наиболее сильные эмоции у зрителя. Это дополняющие цвета, они раскачивают друг друга.

Подобрав оттенки, можно создать конфликт или жизнь. Или и то, и другое. Сравни с сочетанием зеленый плюс коричневый — оно совсем другое. Прием пищи в помещении с зелеными стенами будет довольно комфортным. Зеленый цвет в психологии считается положительным. Люди, которые его выбирают, обычно дружелюбны, открыты к общению. Они отличаются упорством, стремлением к росту и развитию.

Желтый

В психологической практике белый и желтый цвет в одежде обычно означает, что человек на 95% пришел к успеху, тщательно проработал проблемы, поэтому пора заканчивать сеансы. Это самый радостный и светлый оттенок. Цвет солнечных лучей.

У 90% людей радость ассоциируется с желтым. При этом можно совместить его с черным и получить, в зависимости от оттенков, как мрачный, так и жизнеутверждающий образ. Добавить голубой — и будет одно из самых приятных сочетаний для глаза.

Желтый цвет редко выступает основным, он, скорее, делает акценты: превращает страшное в ужасное, а спокойную приятность — в счастье. В психологии желтый цвет означает спокойствие и оптимизм. Люди, которые в повседневной жизни выбирают желтый, обычно коммуникабельны, настроены на общение, уверены в себе, любят веселье, активно проявляют инициативу в решении тех или иных вопросов.

Попробуй сделать интересное упражнение. Выбери минутку, закрой глаза, представь себе, что с макушки головы и до пяток, очень медленно, тебя начинает заполнять золотое свечение. Возможно, ты с удивлением заметишь, что какие-то островки тела обладают собственными цветами. Когда туда приходит золотой — у тебя вспыхивают воспоминания.

Может быть, тело захочет реагировать само и очень неожиданным образом. Ты можешь захотеть смеяться, заплакать или сжать кулаки — это нормально. Просто заполни себя этим светом. Потом повтори упражнение еще раз, добавив интенсивности.

Побудь в этом состоянии 30 секунд и сделай так снова. В этот раз где-то в районе солнечного сплетения представь максимальную яркость, как будто там действительно появляется маленькое солнышко. Ты почувствуешь легкое тепло и заметишь, что тело само начинает расслабляться, а твое состояние постепенно меняется. Потому что наш мозг очень чувствителен к воздействию тех или иных оттенков.

Изучив психологию цвета и значение цветов, ты сможешь лучше разбираться в людях и самой себе.

Источник