Мэри и Макс / Mary and Max. (2009)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Мэри и Макс.» (вариант перевода названия).

Австралия.

Продолжительность 92 минут.

Режиссёр Адам Эллиот.

Автор сценария Адам Эллиот.

Композитор Дейл Корнелиус.

Оператор Джеральд Томпсон.

Жанр: анимационный фильм, комедия, драма, семейный фильм

Восьмилетняя Мэри Дейзи Динк (озв. Бетани Уитмор), живущая в Маунт-Уэверли, пригороде Мельбурна, чувствует себя глубоко несчастной, страдает от одиночества и непонимания окружающих, включая папу Ноэля и маму Веру — алкоголичку и клептоманку. Девочка выбирает наугад в телефонном справочнике Нью-Йорка человека и отправляет туда письмо. Адресатом оказывается Макс Джерри Хоровитц (озв. Филипп Сеймур Хоффман), мужчина средних лет с диагнозом синдром Аспергера, который безуспешно пытается справиться с ожирением. Между ними завязывается переписка — и заочная дружба продлится долгих восемнадцать лет!

Роли также озвучивали: Тони Коллетт (повзрослевшая Мэри Дейзи Динкл), Эрик Бана (Дэмиан Поподополус), Барри Хамфрис (рассказчик-повествователь)

Мэри и Макс / Mary and Max. (2009): кадр из фильма

Адам Эллиот ни капельки не лукавит, характеризуя свои произведения неологизмом (то есть ‘пластилинография’) – прозрачно намекая, что его пластилиновые мультфильмы насквозь пронизаны автобиографическими мотивами и одновременно сами становятся кусками прожитой творцом жизни. Собственно, уже короткометражка «Дядя» /1996/, зачтённая в качестве дипломной работы по итогам обучения в Викторианском колледже искусств (создана под наставничеством Сары Уотт, Роберта Стивенсона и Энн Шенфилд), позволила уверенно говорить о ярком, самобытном даровании дебютанта, свидетельствовала о специфическом видении окружающей действительности. Парадокс здесь в другом. Приверженность Адама конкретной стилистике, включая неизменный закадровый голос, с иронией (а подчас и с сарказмом) комментирующий то, что происходит на экране, как раз не вызывает отторжения, воспринимаясь неотъемлемой частью выработанного художественного метода. Другое дело, что в ранних эллиотовских лентах сквозят такие откровенные, вгоняющие в тоску мизантропия и пессимизм, что поддаться на сеансе хоть каким-то положительным эмоциям было, право, нелегко. К счастью, режиссёр-сценарист уже в «Харви Крампете» /2003/ преодолел издержки первого (скажем так, юношеского) этапа, не позволив герою-бедолаге скиснуть на склоне лет душой и окончательно сдаться на милость судьбе-индейке. «Мэри и Макс» знаменуют собой в данном отношении ещё больший прогресс.

Мэри и Макс / Mary and Max. (2009): кадр из фильма

Признание профессионалов, выразившееся среди прочего в получении премии «Оскар», позволило Адаму Эллиоту привлечь достаточно солидный производственный бюджет в размере AUD8,2 млн. и вообще – развернуться по полной программе. Съёмки затянулись на 57 недель, потребовали создания (естественно, вручную) сотен фигурок персонажей, элементов декораций и реквизита, из которых предметом особой гордости стала функционирующая модель пишущей машинки марки . Да, повсеместного коммерческого успеха не последовало, хотя и относительно скромные (порядка $1,7 млн.) кассовые сборы стали заметным достижением для австралийской анимации. Но ещё важнее, что мультфильм, оказавшийся всё-таки сложным или непривычным1 для публики в кинотеатрах (а, например, в США почти не демонстрировавшийся в кинопрокате), тем не менее повсеместно вызвал повышенный интерес чуть позже, благодаря продажам DVD-дисков и сервису «видео по запросу». Руководство (Мел Гибсон не забывает поддерживать кинематографистов страны, которой обязан собственной мировой славой), видимо, не прогадало…

Это Вам может быть интересно  Студия Pixar представила свой следующий проект

Мэри и Макс / Mary and Max. (2009): кадр из фильма

Эллиот остаётся верен себе не только в том, что вновь обращается к персональному опыту: источником вдохновения Адаму послужило его собственное дистанционное общение с живущим в далёком Нью-Йорке другом по переписке, длившееся на протяжении двадцати лет. Режиссёр-сценарист опять не обходит наиболее мрачные и неприятные стороны действительности. Юная Мэри при всём желании не может считать себя счастливой, терпя насмешки в школе и не находя понимания у родителей, особенно у вечно нетрезвой матери, чьи даже искренние порывы (вроде потуг испечь дочери на праздник торт или прихватить полезную вещь с полки в магазине) вызывают отвращение. И было, казалось бы, совсем наивно надеяться, что одинокий ньюйоркец Макс, безвольный, разуверившийся (воспитанный в традициях иудаизма, но ставший атеистом), страдающий психическим расстройством, сумеет хоть чем-то помочь девочке, которую отродясь в глаза не видел. А поди ж ты! У них находится неожиданно много общего, начиная с увлечения мультсериалом про неунывающих ноблетов, и между двумя личностями вскоре устанавливается прочная душевная связь. Время неумолимо летит, австралийка стремительно взрослеет, американец стареет…

Мэри и Макс / Mary and Max. (2009): кадр из фильма

Лично мне, не стану скрывать, непросто принять без оговорок и саму отстаиваемую Эллиотом эстетику, и проповедуемый взгляд на окружающий мир, в котором режиссёр-сценарист с готовностью подмечает уродства (внешние и внутренние), царящий без удержу абсурд, сплошной кавардак и бедлам. Вместе с тем не могу не оценить незаурядных усилий художника, в меру сил и таланта старающегося (по крайней мере с некоторых пор) противостоять вечному хаосу, призывающего не отчаиваться и не впадать в грех уныния. В тот самый грех, что у Мэри вылился в затяжную депрессию и привёл к распаду брака с Дэмианом, а у Макса – и вовсе обернулся пребыванием в стенах психиатрической лечебницы. Помещённая под занавес цитата из Этель Мамфорд2 воспринимается отнюдь не формальной констатацией морали, а выстраданной истиной. В конце концов каждому отмерено свыше ровно столько испытаний, сколько индивид может преодолеть. Главное – не сдаваться! И даже прикованный к инвалидной коляске Лен Хислоп, сосед выросшей девочки (совсем чуть-чуть опоздавшей, чтобы увидеть друга живым), сумеет побороть агорафобию.

.

Источник