Полнометражный фильм.
США.
Продолжительность 114 минут.
Режиссёр Том Лофлин (в титрах как T.C. Frank).
Авторы сценария Том Лофлин (в титрах как Frank Christina), Делорес Тейлор (в титрах как Teresa Christina).
Композитор Манделл Лоу.
Операторы Фред Дж. Кёнекамп, Джон М. Стивенс.
Жанр: фильм действия, драма
Узнав о беременности, девушка по имени Барбара (Джули Уэбб) возвращается домой из коммуны приверженцев свободной любви. Однако вскоре она сбегает от отеческого гнева и находит временное прибежище под крылом Джин Робертс (Делорес Тейлор, номинация на «Золотой глобус»), воспитывающей подопечных в соответствии с идеалами, провозглашёнными хиппи. Так называемая Школа свободы вызывает всё больше недовольства у окрестных жителей, но обретает защитника в лице Билли Джека (Том Лофлин), наполовину индейца по происхождению, служившего во Вьетнаме в подразделении «зелёных беретов», а теперь занимающегося охраной прав коренного населения.
Также в ролях: Кларк Хоуэт (шериф Коул), Виктор Айзей (доктор), Дебби Шок (Кит), Тереза Келли (Сара), Стэн Райс (Мартин), Дэвид Ройа (Бернард), Джон МакКлур (Динозавр), Сьюзан Фостер (Синди), Говард ХЕссман (учитель драматического искусства, в титрах как Don Sturdy).
Остаётся только гадать, почему руководство , получившее огромные барыши благодаря «Рождённым неприкаянными» /1967/, в итоге самоустранилось от участия в создании продолжения. Том Лофлин не нашёл общего языка и с топ-менеджментом , худо-бедно договорившись лишь с , но в итоге и эту кинокомпанию обвинил в из рук вон плохо организованном маркетинге. Как результат, режиссёр, сценарист, продюсер1 и ведущий актёр взялся за дело персонально. Помогло! Если по итогам первого выпуска, стартовавшего в мае 1971-го, прокатная плата составила $4 млн., то повторная демонстрация спустя два года принесла гораздо больше (суммарная величина – $32,5 млн. при бюджете всего в $800 тыс.). Что ещё важнее, фильм, хотя и вызвал неоднозначные отзывы (в частности, заслужил полярные оценки Роджера Эберта и Джина Сискела), стал для Соединённых Штатов крупным культурным явлением. Сцена, следующая за изнасилованием Джин Бернардом, сынком влиятельного местного политика Стюарта Познера, потрясла Марлона Брандо, а Джон Травольта говорил в интервью, что после просмотра картины всерьёз задумался о карьере артиста. И лично я нисколько не удивился сообщениям, что Квентин Тарантино специально показывал лофлиновское детище Брэду Питту в процессе подготовки к роли Клиффа Бута («Однажды в Голливуде» /2019/).
Непосредственное знакомство с «Билли Джеком» оставляет двойственное впечатление, но во всяком случае чувства разочарования вторая часть (в отличие от первой) не приносит. Слабым местом произведения является, на мой взгляд, драматургия. С одной стороны Том пользуется не слишком оригинальными (чтобы не сказать «лобовыми») приёмами, окружая своего персонажа героическим ореолом, а его противников показывая однозначными мерзавцами и ретроградами. С другой же – неожиданно чувствуется влияние новейших открытий сценаристов, активно работавших тогда над ослаблением интриги (вплоть до полного отказа!). Добиться такого же филигранного целлулоидного слепка с реальности, как Деннису Хопперу в «Беспечном ездоке» /1969/, Артуру Пенну в «Ресторане Элис» /1969/, Микеланджело Антониони в «Забриски-пойнт» /1970/, Лофлину, конечно, не удалось, но он всё равно раскрылся чутким художником, с готовностью откликающимся на меняющиеся умонастроения общества. Мало того, поневоле поражаешься тому, как много подспудных чаяний широкой публики отразил автор.
В первую очередь бросается в глаза предугаданная мода на восточные единоборства, волна которой совсем скоро захлестнёт Запад (а позже просочится и за «железный занавес»). Кадры, когда Билли расправляется с толпой амбалов приёмами хапкидо, изученными под наставничеством корейца Хана Бу Су, весьма эффектны – не в последнюю очередь потому, что сняты в рапиде. Джеку приходится участвовать и в полноценной перестрелке, забаррикадировавшись в сарае, обложенном полицейскими. Не менее серьёзно Лофлин отнёсся к его стремлению не забывать о своих индейских корнях (вспомним проведение практикуемого племенем навахо обряда «побратимства» с ядовитой змеёй), невзирая на откровенно расистский настрой белого большинства. Вместе с тем не отдаёт спекуляцией и всё, что происходит в стенах Школы свободы, прототипом которой послужил небезызвестный частный колледж Прескотт. Проводимое под кураторством Робертс воспитание подростков (да и взрослых) в духе новых идеалов, увлекательные хеппенинги, интеллектуальные дебаты – всё это даёт неплохое представление о тогдашнем состоянии умов. Правда, Том не упускает шанса обнаружить скептическое отношение к прекраснодушным иллюзиям «детей цветов», доказывая женщине-директору (в исполнении Делорес Тейлор, супруги «звезды»), что добро может быть только с кулаками. Демобилизовавшийся «зелёный берет» в глубине души убеждён, что со времён Дикого Запада принципиально ничего не изменилось, и, кстати, не кажется случайным то обстоятельство, что помимо новых картин о Билли Джеке кинематографист отметится лишь одной постановкой – вестерном «Мастер обращения с оружием» /1975/.
.