Супермозг / Le cerveau / Il cervello (1969)

o-chem-supermozg
баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Мозг» (вариант перевода названия), «Мозг» / «The Brain» (международное англоязычное название).

Франция, Италия.

Продолжительность 105 минут.

Режиссёр Жерар Ури.

Автор сценария Жерар Ури, авторы адаптации и диалогов Жерар Ури, Марсель Жуллиан, Даниэль Томпсон.

Композитор Жорж Делерю.

Оператор Владимир Иванов.

Жанр: приключенческий фильм, комедия, криминальный фильм

О чем фильм Мозг

Полковник Кэрол Мэтьюз (Дэвид Нивен) скрывает от всего мира, что является Супермозгом — неуловимым, подлинно гениальным преступником. Именно он осуществил великое ограбление поезда, состоявшееся в 1963-м году в Великобритании (на маршруте Глазго – Лондон). У полковника созрел новый дерзкий план, для реализации которого требуется помощь представителей организованной преступности.

В связи с выходом Франции из стройных рядов НАТО денежные взносы стран-участниц Североатлантического Альянса будут переправляться по железной дороге из Парижа в Брюссель. Как не воспользоваться шансом?! Супермозг, однако, не учёл, что темпераментный мафиозо Фрэнки Сканнапьеко (Илай Уоллак), ревностно оберегающий честь красавицы сестры Софии (Сильвия Монти), затеял собственную игру. А тут ещё парочка мелких проходимцев, Артур (Жан-Поль Бельмондо) и Анатоль (Бурвиль), решили бросить Мэтьюзу вызов.

Также в ролях: Раймон Жером (комиссар-заика), Жак Балютен (инспектор Поше), Робер Дальбан (охранник с заложенным носом), Марио Давид (Жан-Франсуа, антиквар), Анри Жене (главный тюремный надзиратель), Доминик Зарди (охранник), Ги Делорм (сообщник, без указания в титрах).

 

Супермозг / Le cerveau / Il cervello (1969): кадр из фильма

Экскурс в создание Мегамозга

На волне безоговорочного триумфа «Разини» /1965/ и «Большой прогулки» /1966/ Жерар Ури получил от продюсеров карт-бланш практически на любую новую постановку. А между тем одарённому (прирождённому?) комедиографу пришлось изрядно поломать голову над тем, как избежать банального самоповтора. В результате он вдохновился идеей создать эксцентричную пародию на популярные фильмы об ограблениях (как сказали бы американцы, ).

Теперь режиссёр-сценарист свёл Бурвиля с Жаном-Полем Бельмондо, придав в усиление тандему британца Дэвида Нивена (естественно, в привычном образе вора-джентльмена) и американца Илая Уоллака, которому пришлось перевоплотиться в темпераментного сицилийца. Рекордный для французской кинопромышленности бюджет, позволивший не скупиться на трюки, потребовал заручиться поддержкой Голливуда, из-за чего параллельно снималась версия на английском языке.

Итог оказался, правда, несколько хуже прогнозируемого, но всё равно – впечатляющим. Помимо второго места в национальном кинопрокате с 5,5 млн. зрителей (что для того же Бебеля стало наивысшим показателем за карьеру!) создатели ленты могли гордиться 3,7 млн. проданных билетов в Италии, 1,5 млн. – в Испании, 0,2 млн. – в Бельгии.

Это Вам может быть интересно  Быть или не быть / To Be or Not to Be (1942)

 

Супермозг / Le cerveau / Il cervello (1969): кадр из фильма

«Супермозг» действительно покоряет дерзостью шуток и комических ситуаций, наслаиваемых одна на другую с невероятной скоростью. Подчас без оглядки на чувство меры. Мало того, Ури не упускает повода продемонстрировать гордость за родную страну, посмевшую при Шарле Де Голле проводить самостоятельную внешнюю политику, в том числе – идущую вразрез с интересами США.

Выход Франции из НАТО, последовавший вскоре после отказа использовать для международных расчётов доллар, как раз послужил предпосылкой для сумасшедшей комедии. Хотя авторы и не рискнули (в свете студенческих волнений, спровоцировавших острый правительственный кризис) озвучивать параллели впрямую. Отсылка придаёт экранным перипетиям дополнительное, язвительное звучание. Особенно если учесть, что акцией по присвоению денежных средств четырнадцати государств руководит импозантный англосакс. И не забудем «символический» финал с переправляемой за океан копией Статуи Свободы, служащей тайником для похищенной наличности!

Супермозг / Le cerveau / Il cervello (1969): кадр из фильма

В Заключении

На сеансе сложно удержаться от хохота. А некоторые эпизоды (например, вскрытие на полном ходу бронированного железнодорожного вагона) ещё и поражают технической сложностью исполнения. И всё-таки волей-неволей ловишь себя на мысли, что на сей раз Жерар Ури не избежал проколов, от которых свободны его лучшие (упомянутые выше) работы. Тот же Бурвиль местами не слишком уютно чувствует себя в компании с Бельмондо. А он лихо паясничает в обличии прощелыги, храброго до безумия и вечно втягивающего напарника в неприятности. Да и Нивену отдельные гэги, боюсь, не вполне приличествуют.

Понятно, что кинематографисту захотелось дать волю фантазии и почти детскому азарту сотворить бесшабашное, умопомрачительное зрелище на благодатном материале. Но… сам материал требовал, на мой взгляд, более тонкой и изящной разработки. В пример Жерару я бы поставил нашего соотечественника Ефима Гамбурга. Пусть и обошедшего молчанием в своём блестящем мультфильме «Ограбление по…» /1978/ традицию воспевания «подвигов» налётчиков, сложившуюся в Соединённом Королевстве.

.