Полнометражный фильм.
Другие названия: «Семипроцентный раствор» / «Вам вреден кокаин, мистер Холмс» (варианты перевода названия), «7%-ный раствор» / «The 7% Solution» (альтернативный вариант названия).
Великобритания, США.
Продолжительность 113 минут.
Режиссёр Герберт Росс.
Автор сценария Николас Мейер (номинация на «Оскар») по своему роману на основе персонажей Артура Конан Дойла.
Композитор Джон Эддисон.
Оператор Освальд Моррис.
Также на «Оскар» номинировался Алан Барретт (художник по костюмам).
Жанр: приключенческий фильм, криминальный фильм, драма, детектив, триллер
Доктор Джон Ватсон (Роберт Дюваль) крайне обеспокоен физическим и психическим состоянием Шерлока Холмса (Никол Уильямсон), сильно злоупотребляющего кокаином и считающего гением лондонского преступного мира профессора Джеймса Мориарти (Лоуренс Оливье) — скромного пожилого преподавателя математики. Прочитав в научном журнале «Ланцет» статью за авторством Зигмунда Фрейда (Алан Аркин), описывающую случай успешного избавления от зависимости от этого наркотика, он решает, что необходимо срочно доставить друга в Вену. Пока не стало слишком поздно…
Также в ролях: Ванесса Редгрейв (Лола Деверо), Джоэл Грей (Ловенштайн), Саманта Эггар (Мэри Морстан Ватсон), Джереми Кемп (барон Карл фон Лайнсдорф), Чарльз Грэй (Майкрофт Холмс), Режин (мадам), Джорджия Браун (фрау Фрейд), Анна Куэйл (Фреда), Джилл Таунсенд (миссис Холмс),
Из классической – особенно в глазах западных обывателей – киноверсии «Собаки Баскервилей», снятой Сидни Лэнфилдом в канун Второй мировой войны, финальную реплику героя Бэзила Рэтбоуна (с упоминанием некой иглы) изъяли по настоянию цензуры. Купюра была восстановлена при повторном выпуске фильма, в 1975-м – буквально на следующий год после издания романа Николаса Мейера, уже в названии прозрачно намекнувшего на пагубную привычку великого сыщика: имеется в виду раствор для внутривенных инъекций с содержанием 7% кокаина. Книга1 стала национальным бестселлером, что позже (правда, со значительными перерывами) побудило его сочинить четыре продолжения. Ловко придуманная и занимательно написанная история прямо-таки просилась на киноплёнку! Удачный (отмеченный номинацией на премию «Оскар») опыт адаптации литературного текста в сценарий явно помог автору в освоении профессии кинорежиссёра. Картина не осталась незамеченной широкой публикой ($5,472 млн. прокатной платы), с гораздо большим, впрочем, энтузиазмом откликнувшейся на уморительные уайлдеровские «Приключения хитроумного младшего брата Шерлока Холмса» /1975/.
Хотя Герберт Росс отдавал предпочтение комедиям и мюзиклам (и не только по причине того, что начинал в театре и в киноиндустрии на поприще хореографа), он всё же неплохо проявил себя в детективном жанре, причём во второй раз – после «Последнего круиза на яхте «Шейла» /1973/. Основной интерес для зрителя представляет, разумеется, тайна из прошлого частного детектива, настолько зловещая, что вынудила забросить практику и вогнала в жесточайшую депрессию; лишь регулярное употребление наркотика позволяет хоть как-то бороться с навязчивыми кошмарами. По-настоящему шокирующим оказывается известие, что пресловутый профессор Мориарти на самом деле является безобидным учителем математики. Пожилой интеллигент2 приходит к доктору Ватсону со слёзной жалобой на Шерлока, с параноидальным упорством преследующего и шельмующего его, объявив гением преступного мира. Режиссёр с удовольствием включается (сразу же, буквально со вступительных титров, где даются краткие характеристики персонажам) в предложенную писателем занимательную игру герменевтического толка, с иронией препарируя сложившуюся мифологию, живущую как бы независимо от произведений Артура Конан Дойла. Дедуктивный метод Холмса, предлагающего отбросить всё невозможное (и тогда то, что останется, будет ответом, каким бы невероятным ни казалось), находит неожиданное применение в сфере только-только формирующегося психоанализа, дополненный с лёгкой руки Зигмунда Фрейда сеансами гипноза. Представления учёного о травматическом детском опыте, вытесняемом в область бессознательного, получают блестящее подтверждение на примере нерядового пациента, обманом выманенного из Лондона в Вену.
Всё, что касается основной линии литературного оригинала, получило на экране очень точное и талантливое воплощение. В ожидании финальной разгадки сидишь как на иголках! Мало того, Росс по максимуму использует зрелищный потенциал материала, добавив сложные трюки: от покушения на убийство друзей при помощи… специально выдрессированной шестёрки лошадей до кульминационной погони на поездах, завершающейся поединком на крыше вагона, потребовавшим искусного владения холодным оружием. Собственно, картина потому и производит сильное впечатление. К кинематографистам, включая самого Мейера в новом для себя качестве, возникает лишь один вопрос: что побудило изъять из сюжета мотивы, затрагивающие сферу политики ведущих держав? Почему интрига, строящаяся на стремлении Холмса, Ватсона и Фрейда предотвратить (точнее, отсрочить) глобальную катастрофу – военное столкновение ведущих империалистических держав, низведена до истории похищения несчастной женщины на почве страсти?.. Вопрос повисает в воздухе. Разумеется, претензии к создателям в сознательно выбранном (и никак дополнительно не мотивированном) мелкотемье возникнут лишь у тех, кто предварительно удосужился ознакомиться с первоисточником. Упущенную Гербертом возможность позже с блеском реализует наш соотечественник Игорь Масленников, завершивший знаменитый цикл двухсерийным фильмом с красноречивым подзаголовком «Двадцатый век начинается».
.