Как стать швейцарцем / Die Schweizermacher (1978)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Создатели швейцарцев» / «Делатели швейцарцев» (варианты перевода названия) / «Les faiseurs de Suisse» (Швейцария: название на французском языке) / «I fabbricasvizzeri» (Швейцария: название на итальянском языке) / «The Swissmakers» (международное англоязычное название).

Швейцария.

Продолжительность 107 минут.

Режиссёр Рольф Лисси.

Авторы сценария Рольф Лисси, Криста Мэркер.

Композитор Йонс К. Хэфели.

Оператор Фриц Э. Мэдер.

Жанр: комедия

Макс Бодмер (Вало Люёнд), долгие годы несущий службу в подразделении полиции, специализирующемся на проверке людей, подавших прошение о получении гражданства Швейцарии, знакомит своего нового подопечного Морица Фишера (Эмиль Штайнбергер) с азами профессии. Их задача — тщательно собирать информацию обо всём, что касается кандидатов: от работы до подробностей личной жизни. На текущий момент в ожидании натурализации находятся: психиатр немецкого происхождения, доктор Хельмут Штарке (Вольфганг Штендар), с супругой Гертрудой (Хильде Циглер), итальянец-кондитер Франческо Гримолли (Клаудио Карамаски), придерживающийся левых взглядов, югославская танцовщица Милена Вакулич (Беатрис Кесслер). Удастся ли накопать на них компрометирующие сведения?

Также в ролях: Сильвия Йост (Сандра Гримолли), Ульрих Бек (учитель языка), Беттина Линтдберг (Марта Грош), Билл Рамси (Уильям С. Талл), Эрнст Штифель (начальник полиции).

Как стать швейцарцем / Die Schweizermacher (1978): кадр из фильма

Рольф Лиссе привлёк к себе внимание уже второй полнометражной постановкой – исторической драмой «Конфронтация» /1974/, рассказывающей об убийстве главы швейцарского отделения НСДАП Вильгельма Густлоффа, совершённом 4-го февраля 1936-го года в Давосе студентом Давидом Франкфуртером, югославским евреем по происхождению. А его следующая картина, совсем иная по жанру и тематике, стала сенсацией. Разумеется, тема тяжкой доли эмигрантов, мечтающих закрепиться в одном из богатейших государств мира, поднималась кинематографистами не раз. Можно вспомнить пронзительную трагикомедию «Хлеб и шоколад» /1974/ Дино Брузати, о скитаниях итальянца Нино (в блистательном исполнении Нино Манфреди), вынужденного трудиться официантом на чужбине, поскольку на родине царит безработица. Или оскароносное «Путешествие надежды» /1990/ Ксавьера Коллера, повествующее о роковой попытке небогатых супругов из Турции перебраться через границу вместе с маленьким сыном. Вот только в лидеры местного кинопроката выбилась лента Лиссе, в момент премьеры собравшая огромную (по меркам страны с населением в шесть с половиной миллионов) аудиторию в 941 тыс. зрителей. Фильм совсем чуть-чуть уступил шедевру Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» /1975/ и вплоть до 2015-го года находился в числе десяти абсолютных рекордсменов по посещаемости. Не менее показательно, что сравнительно недавно (16-го сентября 2010-го года) состоялась премьера одноимённого – созданного с согласия Рольфа – мюзикла, за 130 представлений привлёкшего восемьдесят тысяч человек.

Это Вам может быть интересно  Миссия «Серенити» / Serenity (2005)

Как стать швейцарцем / Die Schweizermacher (1978): кадр из фильма

На самом деле название было бы точнее перевести как «Создатели швейцарцев», поскольку именно так описывает суть своей профессии Мориц Фишер, празднующий в кругу друзей и коллег Милены её приглашение в престижную труппу. Это нечто среднее между офицером полиции и чиновником, и его искушённый начальник Макс Бодмер не устаёт рассуждать об ответственности, лежащей на подразделении. В зависимости от собранных на кандидата сведений высокая комиссия принимает решение о натурализации – и ошибиться тут смерти подобно! Мало того, чтобы свежеиспечённый гражданин не имел неприятностей с полицией: необходимо удостовериться в готовности индивида ассимилироваться – полностью, без оговорок и недовольства. При таком подходе, естественно, вызывает подозрение всё подряд: политические воззрения, «непатриотичные» гастрономические пристрастия, плохое знание национальной истории. А вдруг отказ Франческо сыграть в Вильгельма Телля сочтут оскорблением обычаев?.. Даже донос обывательницы на бывшую соседку-югославку, предпочитавшую серый мешок для мусора (вместо привычного чёрного) и грубо реагировавшей на замечания, берётся на заметку. Нелепость рвения прирождённого бюрократа становится очевидной, когда новичок, завязав романтические отношения с Вакулич, получает шанс увидеть ситуацию с противоположной стороны. Внезапно открывается нехитрая истина, что вожделенный паспорт Швейцарской Конфедерации может оказаться далеко не лучшим вариантом, особенно в такой космополитичной сфере, как танцы. Рольф Лисси1 хлёстко высмеивает формализм и канцелярщину, грозящую довести до абсурда любое, в том числе действительно важное, дело. Вместе с тем он подтрунивает и над присущими соотечественникам латентными шовинистическими наклонностями, над завышенным самомнением, над нелюбовью к чужим культурным влияниям. Наблюдая за усердием Макса, поневоле вспоминаешь наблюдение Сергея Георгиевича Кара-Мурзы, на конкретных примерах доказывавшего справедливость тезиса Николая Бердяева, что «Россия – страна бытовой свободы, неведомой народам Запада, закрепощённым мещанскими нормами». В Советском Союзе и в других социалистических державах (а уж в либеральной СФРЮ – и подавно!) проделки такого деятеля, как Бодмер терпеть бы точно не стали.

.

Источник