Эльвира Мадиган / Elvira Madigan (1967)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Эльвира Мадиган» / «Эльвира Мэдиган» / «ElviraMadigan» (международное англоязычное название).

Швеция.

Продолжительность 91 минута.

Режиссёр Бу Видерберг.

Автор сценария Бу Видерберг на основе баллады Юхана Линдстрёма Саксона (без указания в титрах).

Музыка Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Вивальди.

Оператор Йорген Перссон.

Жанр: биографический фильм, драма, мелодрама

Лейтенант Сикстен Спарре (Томми Бергрен), граф и отец двоих детей, несчастливый в браке, скрывается вместе с Хедвигой Антуанеттой Изабеллой Элеонорой Йенсен (Пиа Дегермарк, премия Каннского МКФ, озв. Ивонн Андгаль, без указания в титрах) — цирковой канатоходкой, получившей широкую известность под псевдонимом Эльвира Мадиган. Беглецы надеются спрятаться от всего мира на живописном и малозаселённом датском острове Тосинге, но и там остаться неузнанными оказывается нелегко, а материальные трудности стремительно возрастают. Возлюбленные всё отчётливее понимают, что будущего у них нет…

Эльвира Мадиган / Elvira Madigan (1967): кадр из фильма

Не является секретом, что Бу Видерберг, накопив определённый опыт на литературном поприще, пришёл в кинематограф под знаменем борьбы с засильем «бергмановщины», бросив вызов признанному художнику во всех ключевых аспектах: от тематики до сугубо эстетических установок. Его категорически не устраивало, что в остальном мире о Швеции и шведах судят по мифам, созданным мастером. Поиски дерзкого творца, надо сказать, увенчались успехом, начиная с драмы «Вороний квартал» /1963/, проникнутой остросоциальными мотивами. Бу не изменил провозглашённым принципам и в «Эльвире Мадиган», вызвавшей внушительный художественный и коммерческий резонанс в разных странах, в том числе за океаном1. Но меня в данном случае поразило великодушие Ингмара, отнюдь не затаившего обиду – наоборот, не скрывавшего, что высоко ценит вклад более молодого коллеги в национальное киноискусство. И уже как курьёз воспринимается обращение к той же самой истории трагической любви Сикстена и Хедвиги Поля Эрика Мёллера Педерсена. Малоизвестный режиссёр то ли «приревновал» к конкуренту, «присвоившему» историю, вообще-то произошедшую на острове Тосинге, то ли решил банально погреться в лучах чужой славы. Как бы то ни было, датская «Эльвира Мадиган», вышедшая на экраны в том же 1967-м (на несколько месяцев позже), осталась незамеченной. Кроме того, не исключено, что и дорогостоящий «Майерлинг» /1968/ Теренса Янга, посвящённый самобийству кронпринца Рудольфа и баронессы Марии Вечеры, увидел свет под влиянием ленты Видерберга.

Эльвира Мадиган / Elvira Madigan (1967): кадр из фильма

Повышенный интерес к картине объясняется не только изысканным изобразительным решением, обеспеченным оператором Йоргеном Перссеном. Не только погружением в утончённую атмосферу второй половины XIX века, обеспеченную декорациями с точно подобранным реквизитом, и прочувствованным использованием классической музыки (сочинений Моцарта и Вивальди), и удивительно проникновенным существованием на экране Томми Бергрена и Пиа Дагермарк. Остаётся лишь сожалеть, что актриса, отмеченная наградой на международном кинофестивале в Канне, впоследствии снималась редко, хотя некоторое время состояла в браке с продюсером Пьером Андреа Каминнечи. От зрителей не требовалось особых усилий, чтобы усмотреть в судьбе Мадиган и лейтенанта Спарре, чьё внезапное исчезновение подпадало под уголовную статью о дезертирстве, актуальные параллели. Пара, смутно надеявшаяся жить на лоне природы, в первозданной гармонии, в каком-то смысле опередила своё время. Их вполне могли принять за отдалённых предшественников хиппи, выбиравших бытование вне жёстких рамок современной западной цивилизации и провозглашавших лозунг свободной любви. Любви, свободной от социальных оков и личных предрассудков…

Это Вам может быть интересно  Знак Зорро / The Mark of Zorro (1920)

Эльвира Мадиган / Elvira Madigan (1967): кадр из фильма

Впрочем, что-то мне подсказывает, что сам Бу Видерберг счёл бы такую трактовку заметно упрощающей замысел. При внимательном рассмотрении становится понятно, что режиссёр-сценарист, черпавший вдохновение в балладе Йохана Линдстрёма Саксона (к сожалению, мало кому ведомого за пределами Скандинавии), вовсе не открестился от поднятых на щит методов художественного анализа действительности. Как бы Эльвира Мадиган и Сикстен Спарре ни стремились спрятаться ото всех, проводя время на потрясающе живописных полянах, укрывшись под сенью деревьев и слушая пение птиц (под звуки музыки, которую играют лесные феи на эоловых арфах), наслаждаясь каждым мигом, проведённым друг с другом, отгородиться от общества – не получается. И дело не в происках конкретных людей. Напротив, беглецы находят моральную поддержку даже у незнакомцев (например, у владелицы небольшой гостиницы и у доброго рыболова Клео, согласившегося сдать им комнату), да и закадычный приятель офицера и аристократа искренне желает помочь. Если постараться сохранить объективность, придётся признать, что мир – не ополчился на возлюбленных, пусть у ревнующего аристократа и не вызывает радости решение избранницы танцевать на ярмарке, демонстрируя свои изящные ножки местным мужланам. Трагизм положения, как проницательно отмечает автор, заключается в том, что они не смогли (или не захотели) взять на себя бремя ответственности за сделанный выбор – не нашли мужества принять последствия совершённого поступка. Но что ещё хуже – не в состоянии избавиться от груза накопленных привычек и стереотипов, радикально преобразиться, адаптироваться к новым условиям. Для этого, грубо выражаясь, недостаточно изменить внешность, сбрив бороду, а затем усы. Побег от опостылевшего социума оборачивается иллюзией. По мере того, как заканчиваются деньги2, единственным выходом из ситуации видится способ мгновенно прервать страдания и терзания, и здесь как раз пригодится револьвер – ещё один предмет, прихваченный из прошлой жизни. Режиссёр обрывает повествование деликатным стоп-кадром Эльвиры Мадиган, но звук двух роковых выстрелов не оставляет никаких надежд.

.

Источник