Борат / Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan (2006)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» / «Борат: культурные познания Бората в Америке во славу великолепной нации Казахстана» (варианты перевода названия), «Борат» / «Borat» (усечённый вариант названия), «Борат!» / «Borat!» (название на рекламном плакате).

США, Великобритания.

Продолжительность 84 минуты (сокращённая версия – 82 минуты).

Режиссёр Ларри Чарльз.

Авторы сценария Саша Барон Коэн, Энтони Хайнс, Питер Бейнхэм, Дэн Мазер по сюжету Саши Барона Коэна, Питера Бейнхэма, Энтони Хайнса, Тодда Филлипса и на основе персонажа, придуманного Сашей Бароном Коэном.

Композитор Эрран Барон Коэн.

Операторы Люк Гайссбулер, Энтони Хардвик.

Жанр: комедия

Борат Сагдиев (Саша Барон Коэн), работающий на телевидении Казахстана, летит в США вместе с продюсером Азаматом Багатовым (Кен Давитян), чтобы снять серию репортажей о «величайшей в мире стране». Однако в Нью-Йорке, увидев по телевизору одну из серий «Спасателей Малибу», он без памяти влюбляется в Памелу Андерсон (Памела Андерсон, без указания в титрах) и решает жениться на ней. Борат и Азамат направляются на купленном стареньком автомобиле в Калифорнию.

Борат / Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan (2006): кадр из фильма

Так и хочется вслед за одним из главных героев нашей экранизации бессмертного сочинения Джерома Клапки Джерома воскликнуть: «Прав был старина Байрон!» Чтобы потом, выслушав замечание собеседника, настаивающего, что фраза принадлежит не Байрону и даже не Шелли, а Шекспиру, добавить: «Ну, сказал и сказал». Правда, на сей раз уместно не высказывание великого драматурга о женщинах, но – название одной из его немеркнущих пьес, которое идеально бы подошло в качестве эпиграфа. В качестве эпиграфа к фильму Ларри Чарльза и даже в большей степени – характеристики того резонанса, что вызвало появление этой якобы самой яркой, талантливой и смешной комедии последних лет. Много шума из ничего. Чем объяснить феноменальный (именно феноменальный!) успех «Бората»?! Почему картина производила эффект разорвавшейся бомбы, моментально получая толпы почитателей всюду, где демонстрировалась, в том числе до выхода в прокат? Благодаря чему недорогая, с бюджетом в $18 млн. лента, выпущенная на североамериканские экраны всего в 837 залах, стала лидером премьерного уикенда по кассовым сборам ($26,5 млн.) и в итоге принесла $262,6 млн.? При этом, между прочим, оказался побит стартовый рекорд (среди фильмов с тиражом до 1000 копий) документальной сатиры «Фаренгейт 9/11» /2004/ Майкла Мура, который-то как раз объясним. Вопросы можно было бы задавать ещё долго, притом в процессе ознакомления с «Боратом» воочию их число лишь множится. А надежда получить убедительные ответы постепенно сходит на нет.

Борат / Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan (2006): кадр из фильма

Впрочем, не побоюсь утверждать, что основная причина триумфа «Бората: изучения американской культуры на благо славного народа Казахстана» (таково в дословном переводе полное название) ясна как день. И в этом смысле Саша Барон Коэн с единомышленниками пошли проторенной тропинкой, опираясь на достижения предшественников. Самым ярким из них по сию пору остаётся, по всей видимости, австралиец Пол Хоган, также начинавший в качестве телеведущего, но прославившийся во всём мире в острохарактерной роли «Крокодила» Данди. Заявляли о себе и другие, менее удачливые. Чтобы не быть голословным, приведу конкретные примеры. Это «Москва на Гудзоне» /1984/ Пола Мазурского с Робином Уильямсом в образе советского «невозвращенца» в Нью-Йорке; «Иностранец» /1986/ Рональда Нима с Виктором Банерджи в обличии целителя-самоучки, прибывшего из Индии; «Пришельцы в Америке» /2001/ Жана-Мари Пуаре; небезызвестный «Терминал» /2004/ самого Стивена Спилберга…

Это Вам может быть интересно  Красное уведомление / Red Notice (2021)

Борат / Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan (2006): кадр из фильма

Чем так притягательны подобные юмористические произведения? В первую очередь – тем, что реалии США (а точнее, любого западного государства современного постиндустриального мира) увидены глазами пришельца извне, словно из другой, «примитивной» цивилизации. Коэн (вместе с соавторами по сюжету и сценарию) пошёл здесь дальше всех, не стесняясь в средствах и не слишком обременяя себя ограничениями по части меры и вкуса. Нет бы, назвать некую вымышленную страну или по крайней мере – многозначительно не указывать место действия! А то привязались к Казахстану… Понятно, что для большинства американцев (да и не только) особой разницы нет, окажись там Узбекистан, Туркменистан или ещё какой-нибудь «-стан». Одно слово – аборигены. Дикари, у которых повсеместно беспорядочные половые связи, постыдная нищета, а проблем, как местные жители якобы считают сами, – всего три: экономика, социальная сфера и евреи. И даже вполне невинные национальные обычаи производят на заокеанских обывателей шоковый эффект. Уж подобный-то экземпляр, пусть облачённый в строгий серый костюм и сопровождаемый оператором, спровоцирует, попав на чужбину, не одну курьёзную ситуацию! И при этом будто бы – поможет узреть сами Штаты в новом свете, осторожно внушив зрителям чувство благодарности, что они родились и живут именно в этой, «величайшей в мире» стране и даже не подозревают о существовании «славного народа Казахстана».

Борат / Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan (2006): кадр из фильма

Вторым важным аспектом, также в немалой степени повлиявшим на успех, является точно избранная стилистика. А именно – решение снять фильм в поджанре 1, который прежде (от картины «Это – » /1984/, ставшей своеобразным краеугольным камнем, до сразу нескольких работ Кристофера Геста) считался уделом узкого круга любителей интеллектуального юмора. Ларри Чарльз учёл опыт, полученный благодаря своему дебюту, созданному в схожей манере и почти никем не замеченному2, насытив действо предельно грубыми и тривиальными гэгами и словесными каламбурами. Вершина вершин «мастерства» – эпизод борьбы Сагдиева со спутником Багатовым в номере мотеля. После этого именно к авторам «Бората» должно по праву перейти «почётное» звание главных пошляков и циников мировой киноиндустрии.

Борат / Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan (2006): кадр из фильма

Впрочем, всё описанное выше меркнет на фоне того главного, чем «Борат» разочаровал по-настоящему. В полнометражном «Али Джи в парламенте» /2002/, как и в телешоу Саши (где Борат и появился на свет), обилие скабрёзностей и плоских шуток всё же не затмевало главного. То была самая настоящая и местами – просто уморительная политическая сатира. Не лишённая, если присмотреться, толики самоиронии и направленная против уродств и излишеств уже западного (британского) общества. В новой же картине ничего этого не сыщешь днём с огнём. Заурядный набор более-менее забавных сценок, и даже привлечение пышногрудой экранной красотки Памелы Андерсон, напрасно принятой гостем за невинную деву, не стало поводом для выпадов против творцов мифов с «фабрики грёз», продажных политиков, тупых обывателей. «Борат», видимо, и не стремился помешать американцам чувствовать себя живыми полубогами, непогрешимыми и всегда правыми.

.

Источник