Не смотрите вверх / Don’t Look Up (2021)

баннерная реклама в интернете

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Не смотри вверх» / «Не смотри наверх» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 140 минуты.

Режиссёр Адам МакКей.

Авторы сценария Адам МакКей по сюжету Адама МакКея и Дэвида Сироты.

Композитор Николас Брителл.

Оператор Линус Сандгрен.

Жанр: комедия, драма, научная фантастика

Кандидат наук Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс), аспирантка факультета астрономии Университета штата Мичиган, в ходе планового исследования делает важное открытие — обнаруживает неизвестную комету гигантских пропорций. Её непосредственный руководитель, доктор Рэндалл Минди (Леонардо Ди Каприо), рассчитывает траекторию движения небесного тела, быстро определив, что совсем скоро — примерно через полгода — произойдёт столкновение с Землёй. Последствия будут катастрофическими для планеты. Учёные обращаются к доктору Тедди Оглторпу (Роб Морган), возглавляющему Отдел по координации планетарной обороны, и после проверки сведений направляются с экстренным докладом к Президенту США Джейн Орлин (Мерил Стрип). Сумеет ли она организовать меры по спасению?

Также в ролях: Кейт Бланшетт (Бри Эванти), Джона Хилл (Джейсон Орлин), Марк Райлэнс (Питер Ишервел), Тайлер Перри (Джек Бреммер), Тимоти Шаламе (Юл), Рон Перлман (полковник Бенедикт Драск), Ариана Гранде (Райли Бина), Скотт Мескади (диджей Челло), Химеш Патель (Филипп Кадж), Мелани Лински (Джун Минди), Майкл Чиклис (Дэн Поукетти), Томер Сислей (Адул Грелио), Пол Гилфойл (генерал-лейтенант Стюарт Тэмс), Эттьенн Парк (доктор Джоселин Калдер), Лев Шрайбер (ведущий презентации BASH), Эшли Бэнфилд (Далия Хенсфилд), Сара Сильверман (Сара Бентерман) Крис Эванс (кинозвезда Девин Питерс), Тинг (Вин, в титрах как Ting Lik).

Не смотрите вверх / Don’t Look Up (2021): кадр из фильма

Фильм вышел в ограниченный кинопрокат в начале декабря 2021-го (так часто делается, когда продюсеры питают надежды на выдвижение картины на «Золотой глобус» и «Оскар»1), а чуть позже, в канун Рождества, оказался доступен «нетфликсовским» подписчикам по всему миру. И практически сразу вызвал мощный культурный резонанс, вплотную приблизившись за первые 28 дней по количеству просмотров (360 миллионов, то есть всего на 4 миллиона меньше) к рекордному для стримингового сервиса показателю главного блокбастера сезона – «Красного уведомления» /2021/, притом что обошёлся в производстве значительно дешевле, в $75 млн. Правда, эпитет «рекордный» относится лишь к полнометражным кинофильмам, поскольку на фоне достижений создателей телесериала «Игра в кальмара» результат выглядит куда скромнее! И всё же можно с уверенностью констатировать, что американцу Адаму МакКею удалось не менее чутко уловить суть нашего – как бы помягче выразиться? – сдвинутого по фазе времени, чем корейскому единомышленнику Хвану Дон-хёку. К слову, его творческая эволюция искренне поражает. Перейти от развлекательных (разве что с едва заметными вкраплениями сатиры) комедий к таким глубоким и острым произведениям, как «Игра на понижение» /2015/ и «Власть» /2018/ – уже свершение. «Не смотрите наверх» впечатлил, пожалуй, ещё сильнее.

Не смотрите вверх / Don’t Look Up (2021): кадр из фильма

Среди резко негативных отзывов особенно выделяется вердикт Питера Дебреджа, написавшего рецензию для , который вообще-то резонно усмотрел попытку явить «левацкий ответ «Армагеддону», где доблестный отряд бурильщиков под предводительством уиллисовского Гарри Стэмпера бодро ликвидировал космическую угрозу. На мой взгляд, недостаточно данных, чтобы сделать вывод (по крайней мере на основе собственно фильма) о последовательных коммунистических или хотя бы социалистических взглядах режиссёра-сценариста, пусть очень точно подметившего применяемую заокеанскими СМИ практику шельмования оппонентов через сравнения с Карлом Марксом. Однако упоминание марксизма заставляет крепко задуматься. Дело не только в метких обличениях капитализма как такового, причём в самых разных аспектах. Тут и всесилие транснациональных корпораций, персонифицированных в образе Питера Ишервела, обладающего (помимо баснословного состояния) передовыми технологиями и имеющего почти неограниченное политическое влияние. И «торгашеский» характер руководства сверхдержавы, включая госпожу Президента (талант Мерил Стрип с годами не увядает!), занятую нескончаемой борьбой за удержание рейтинга. И цинично манипулятивный подход деятелей шоу-бизнеса, к которому можно смело относить масс-медиа. Даже научное сообщество не устояло перед соблазном поступиться принципом беспристрастного поиска истины в обмен на вполне осязаемую – материальную – выгоду. Но если бы только это…

Это Вам может быть интересно  Райан Рейнольдс пообещал награду за медведя

Не смотрите вверх / Don’t Look Up (2021): кадр из фильма

Та же упомянутая выше постановка Майкла Бэя увидела свет в 1998-м, когда коллективный Запад упивался победой в «холодной войне» (космонавт по фамилии Андропов в шапке-ушанке символизировал представления о тогдашней России), а значит, не мог излучать ничего, кроме непробиваемого оптимизма. В почти параллельно вышедшем «Столкновении с бездной» /1998/ Мими Ледер патетики не меньше, хотя залихватский юмор уступил место драматизму. Но уже в «2012» /2009/ Роланда Эммериха зазвучали другие нотки, особенно когда дошло до описания процесса продажи билетов на новый «ковчег». А что было бы, если б глобальная катастрофа разразилась, не дай Бог, сегодня? Понятно, что ничего хорошего, но всё же… Нетрудно заметить, что МакКей вдохновлялся кубриковским шедевром «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» /1964/, однако тогда (да и позже, как в пародии «Марс атакует!» /1996/ Тима Бёртона) ещё требовался язык гротеска, чтобы адекватно обрисовать охвативший элиту приступ безумия. У Адама же получилось пугающе реалистичное, чуть ли не хроникальное описание событий в обстановке возникновения надвигающегося на планету катаклизма.

Не смотрите вверх / Don’t Look Up (2021): кадр из фильма

Собственно, поминаемый несколько раз марксизм является одним из научно-философских учений, порождённых эпохой модерна, поднявшей на щит рационализм и гуманизм. Ныне же, как без труда доказали авторы, на смену пришла иная – постмодернистская – парадигма. Парадигма, радикально модифицировавшая (или близкая к тому) базовые представления рода людского в глобальном масштабе. Настолько радикально, что даже инстинкт самосохранения подвергся коррозии! Доктор Минди, воспринимаемый «марксистом» элементарно потому, что ещё надеется на возобладание логики и здравого смысла (на независимую экспертную оценку учёных), потому и не может ни до кого достучаться. Ни до великовозрастного оболтуса Джейсона, занимающего пост главы администрации Президента, ни до коллег, ни до парочки телеведущих, ни до многомиллионной аудитории – вообще ни до кого. На поверку не стоит особого труда организовать массовую пиар-кампанию с призывом не поднимать взор на небеса (не верить-де лжецам про несущую гибель комету), и точно не убедить власти отказаться от реализации самоубийственного плана. Сам капитализм, заполучивший фантастические технологии (включая бесценные знания об обществе и конкретных индивидуумах), ныне – уже другой, не относящийся к модерну, во многом иррациональный, а значит, оперирующий привычными понятиями вроде «прибыли» и «издержек» лишь по привычке. Мистер Ишервел, отвечая на укор Рэндалла, справедливо замечает, что тот ошибается, считая его «бизнесменом»: «Думаете, Вы знаете меня, доктор? Бизнес? Это эволюция. Это эволюция человечества». «Не смотри наверх» – практически лозунг современного мира. И, если перепробовав доступные средства, не можешь ничего изменить, остаётся одно – встретить кончину достойно, опровергнув прогноз владельца корпорации .

.

Источник