Полнометражный фильм.
США, ФРГ.
Продолжительность 114 минут.
Режиссёр Брэд Силберлинг.
Авторы сценария Дана Стивенс на основе сценария Вима Вендерса, Петера Хандке, Рихарда Райтингера.
Композитор Габриэль Яред (номинация на «Грэмми»; также на «Золотой глобус» и «Грэмми» номинировалась Аланис Мориссетт за песню ).
Оператор Джон Сил.
Жанр: драма, кинофантазия, мелодрама
Сет (Николас Кейдж), сколько себя помнит, исполняет обязанности ангела, проводя умирающих людей в последний путь. Увидев однажды доктора Мэгги Райс (Мег Райан), трудящуюся хирургом в одной из больниц Лос-Анджелеса, он влюбляется в эту умную и чуткую женщину. Но суждено ли им быть вместе? К счастью, Сет знакомится с Натаниэлем Мессенджером (Деннис Франц), сообщающим по секрету, что является падшим ангелом, и рассказывающим, что нужно сделать, чтобы отказаться от своей бессмертной сущности, став человеком.
Также в ролях: Андре Брауэр (Кассиэль), Ким Мерфиruen (дочь Бэлфорда), Колм Фиори (Джордан), Робин Бартлетт (Энни), Джоанна Мерлин (Тереза Мессинджер), Сара Дампф (Сьюзан), Дэн Десмонд (мистер Бэлфорд), Дирдри О’Коннелл (миссис Бэлфорд), Шишир Куруп (Джимми).
Голливудским профессионалам, конечно, не откажешь в умении создавать пронзительные, трогательные кинофантазии: от классической «Этой прекрасной жизни» /1946/ Фрэнка Капры до «Каспера» /1995/ (правда, там действует другое сверхъестественное создание – доброе привидение), ставшего полнометражным дебютом Брэда Силберлинга. Неплохо у них получаются и жуткие мистические истории, в том числе про падших ангелов, бросивших вызов мирозданию и развязавших эпическую гражданскую войну в заоблачных высях. Но когда представители «фабрики грёз» обращают взор к европейскому – да и к азиатскому – авторскому кинематографу с целью «локализовать» запомнившуюся историю, чаще всего получается скверно. В данном конкретном случае нет причин подозревать в недобросовестности продюсеров Чарльза Ровена и Дон Стил1, приобретших права на римейк вендерсовского шедевра. Даже если отвлечься от заведомой вторичности сюжета, сам процесс адаптации произведения уровня «Неба над Берлином» /1987/ под запросы среднестатистического американского зрителя приводит к неизбежной примитивизации замысла. Так и произошло. В коммерческом отношении затея себя оправдала (при бюджете $55 млн. общемировые кассовые сборы оцениваются в $198,7 млн.2), но ни о каком сравнении с детищем Вима говорить не приходится.
Дело не только в отсутствии в повторной постановке новаторских, сложно и прихотливо сочленённых элементов киноязыка, утончённого чёрно-белого изображения (за исключением кратких фрагментов; к тому же, цветовая гамма подобрана совершенно безвкусно), продуманного, завораживающего звукового решения, наконец, стихотворного лейтмотива. Силберлинг и сценаристка Дана Стивенс словно заранее отказываются от претензий погрузиться в бездну чужого сознания и эмоциональной сферы, от попыток постичь суть экзистенции человеческой жизни, что для немецкого мастера являлось приоритетом. И это при том, что Сет теряет голову не от воздушной гимнастки, а от женщины-хирурга, ежедневно борющейся со смертью. Николас Кейдж, находившийся тогда в зените актёрской славы, выглядит глуповато, стараясь подобрать выражение лица, которое бы дало нам понять, каково тому, кто читает мысли людей, но лишён чувств. И ещё меньше веришь Мег Райан, идеально подходящей для милых романтических комедий, однако смотрящейся в операционной посторонней. Хотя для проформы авторы затрагивают философский вопрос о свободе воли, коей наделены даже обитатели небес, могущие избрать участь простого смертного, всё сводится к заурядной мелодраме. Трагическая развязка тоже, увы, не спасает. Тот же Кейдж гораздо убедительнее предстанет у Мартина Скорсезе в образе «ангела земного» – работника бригады скорой медицинской помощи, вытаскивающего сограждан с того света («воскрешающего мертвецов») не в Лос-Анджелесе, а в Нью-Йорке, сущем аду на земле.
.